По итогам 2022 года совокупная задолженность по валютным розничным банковским кредитам сократилась в 1,5 раза, в том числе валютная ипотека — в 1,6 раза. Несмотря на заявленные меры поддержки валютных заёмщиков со стороны ЦБ РФ и кредитных организаций, темп сокращения просроченной задолженности оказался в два раза ниже темпов снижения портфеля, на 25% по совокупной задолженности и на 27% по ипотеке. К таким выводам пришли аналитиками коллекторского агентства «Долговой Консультант» после изучения отчётности ЦБ РФ.
«Размер валютной задолженности в сравнении с рублёвой является несущественным и составляет около 0,08%, но если посмотреть на удельный вес просроченной валютной ипотеки в общем проблемном ипотечном портфеле, то мы увидим уже более значительные 6%», — констатирует Денис Аксёнов, генеральный директор коллекторского агентства «Долговой Консультант».
«Начиная с 2015 года, когда произошёл пик неплатежей по валютной ипотеке, оформление кредитов на покупку жилья в иной, отличной от рублей, валюте, стало невозможно. Некоторые банки продолжили выдавать другие розничные кредиты в валюте, но объективно, текущая просроченная задолженность — это отголоски кредитов, выданных до 2014 года, и те заёмщики, которые отказались конвертировать их в рубли, — отмечает Денис Аксёнов. — Кратное сокращение по итогам 2022 года объёмов портфелей и просроченной задолженности — это в том числе запоздалое осознание общества, что долгосрочные ссуды и займы нужно оформлять в валюте своей страны».
ЦБ РФ рассчитывает задолженность по валютным кредитам, конвертируя общую сумму в рубли по официальному курсу. Валютами могут быть как доллары США, так и евро или другие валюты. Подавляющее число номинировано в долларах, официальный курс которого на 1 января 2023 года снизился на 5% по сравнению с 1 января 2022 года. Это тоже стало одним из факторов снижения общей задолженности.
«В настоящий момент оставшиеся просроченные валютные ипотечные кредиты – это немногочисленные сложные случаи, которые, по разным причинам, не могли быть разрешены в течение предыдущих семи лет. Наиболее вероятным способом преодоления накопленных противоречий является личное банкротство таких валютных заемщиков. Маловероятно, что в ближайшие десятилетия мы сможем увидеть кредитные продукты, номинированные в валютах дружественных стран, например, юанях или дирхамах», — резюмировал Денис Аксёнов.