Счётная Палата недовольна работой ЦБ и АСВ

Новости

Объем средств на счетах Агентства по страхованию вкладов, оставшихся после ликвидации НПФ, составил на 1 ноября 2018 года 598,7 млн рублей. Это произошло из-за пробелов в законодательстве при ликвидации НПФ. В частности, нет решения, куда направлять средства, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидируемых НПФ.

На 1 ноября 2018 года сумма такого профицита составила 598,7 млн рублей, но порядок использования не установлен, и средства просто хранятся на счетах АСВ, которое выполняет функции ликвидатора НПФ. Кроме того, аудиторы указали Банку России на медлительность при отзыве лицензий у отдельных НПФ. ЦБ РФ медлил с принятием решений по отдельным негосударственным пенсионным фондам. Порой с момента их проверки до отзыва лицензии проходило 3-7 месяцев, что создавало условия для утраты активов НПФ. Банк России объясняет свою медлительность при ликвидации недобросовестных пенсионных фондов попыткой минимизировать ущерб и размер дыры в капитале НПФ.

Аудиторы предлагают изменить или отменить ряд норм законодательства при ликвидации НПФ, которые фактически не работают, но при этом влияют на сроки ликвидации. В соответствии с законодательством даже очевидного банкрота нельзя признать несостоятельным, пока не реализовано все его имущество. Поэтому Агентству по страхованию вкладов приходится организовывать торги, и только затем АСВ может обратиться в арбитражный суд. Помимо времени, такая процедура требует дополнительных средств. Фактически эта норма не действует, Агентство направляет заявление в арбитраж до полной продажи имущества НПФ. По мнению аудиторов, не работает и положение закона о промежуточном ликвидационном балансе. В некоторых случаях этот документ параллельно должны составлять временная администрация и АСВ. Но ЦБ РФ этого не требует, чтобы не дублировать работу ликвидатора, или не хочет требовать.

По состоянию на декабрь 2018 года, когда проводилась проверка, 55 НПФ находились в стадии принудительной ликвидации. При этом аудиторское ведомство отметило, что рынок НПФ стабилизируется — с середины 2016 года ликвидация НПФ происходит в основном за счет слияния или присоединения к более крупным игрокам.

Кроме того, по мнению Счетной палаты, требует доработки нормативная база ЦБ по ликвидации НПФ. Из 32 нормативных документов, принятие которых предусмотрено законами, действовали 27. Не принято четыре документа, причем один из них уже утратил свою актуальность, так как не осталось фондов, к которым его можно применить. Один вопрос урегулирован частично. При этом сроки принятия нормативных документов Банка России неоправданно затягиваются — до 3,5 лет после принятия соответствующих норм законов.