Российскому бизнесу не хватает логистических мощностей

Новости

Объем грузоперевозок российских ритейлеров и логистических компаний из Турции в 2022 году увеличился почти в пять раз год к году. Но провозные мощности не справляются: из-за нехватки морских сервисов, паромов и заторов на автомобильных погранпереходах срок доставки из Турции в Россию в зимний период увеличился на 1-2 недели. В условиях ажиотажа выросли цены: стоимость морской перевозки — на 50-70%, автодоставки — в два раза, паромной перевозки — в четыре раза год к году. Чтобы логистика справилась с растущим грузопотоком из Турции, нужно увеличить число морских сервисов, контейнеров и контейнеровозов, сократить время оформления грузов в порту Новороссийск и ускорить прохождение границы в Верхнем Ларсе, рекомендуют эксперты. За год Россия нарастила товарооборот с Турцией более чем вдвое. Республика стала основным транзитным хабом для доставки грузов морем из Европы, Индии и отдаленных регионов — Африки, Латинской Америки.

Морские перевозки

После ухода глобальных линий число морских сервисов между Россией и Турцией существенно сократилось — семь крупных операторов приостановили отгрузки в отечественные порты. Сейчас на направлении работают новые линии, в их числе российские, турецкие и китайские. Остальные грузы доставляются фидерными судами малой вместимости (до 1000 TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер».  На направлении не хватает контейнеров. Они предоставляются только до портов или крупных городов России, вопрос их возврата обратно владельцам до сих пор не урегулирован, отсюда низкая оборачиваемость.

Сложности возникают и в конечной точке прибытия морских грузов из Турции — порту Новороссийска. В зимний период суда регулярно простаивают на рейде до двух недель из-за штормовых предупреждений. Возникают сбои и в оформлении грузов. Например, таможня на складе временного хранения в Новороссийске не может отследить статус товаров, которые выпускаются до подачи декларации уполномоченным экономическим оператором (УЭО). Системы Центра электронного декларирования и СВХ в городе не интегрированы. Грузовладельцы вынуждены в бумажной форме предоставлять таможенные и коммерческие документы по месту нахождения груза, из-за чего время оформления грузов из Турции для УЭО увеличивается на 10-30%.

В связи с нехваткой морских сервисов и оборудования срок доставки из Турции в Россию вырос с 16 до 25 дней, сообщили в логистических компаниях. Стоимость морской перевозки увеличилась на 50-70%. По состоянию на январь, тариф составляет $8,5 тыс.

В три раза подорожала стоимость доставки RO-RO паромами для транзитных грузов по направлению Турция-Россия, рассказали в Pony Express. Компании сообщают и об острой нехватке po-po паромов. Доставлять на паромах на 30% быстрее, чем в контейнерах морем, в том числе за счет исключения перегрузки на конечной точке маршрута.  Но пока на линии между Россией и Турцией работают всего три парома совокупной вместимостью до 150 автопоездов, что несоизмеримо мало в условиях роста объема импорта.

Автомобильные перевозки

Не хватает пропускной способности и наземным погранпереходам, которые используют компании при доставке грузов из Турции в Россию. При проектной пропускной способности в 400 грузовых автомобилей, через «Верхний Ларс» может проехать до 650 таких транспортных средств в сутки. В зимний период перевозить грузы мешают регулярные метели и сход лавин. Именно по этой причине движение грузовых транспортных средств на КПП «Верхний Ларс» закрыто до особого распоряжения. Скопилась многокилометровая пробка из водителей, которые надеются, что в ближайшее время погранпереход будет открыт.

Так как КПП «Верхний Ларс» часто бывает закрыт из-за погодных условий и не справляется с объемами, часть грузопотоков компании вынуждены перенаправлять на погранпереходы между Азербайджаном и Дагестаном (МАПП «Яраг — Казмаляр» и МАПП «Тагиркент — Казмаляр»). Это увеличивает логистическое плечо в среднем на 1000 км и срок автодоставки из Турции на 1-2 суток. Пропускная способность МАПП «Яраг — Казмаляр» составляет 210 ТС в сутки. Чтобы избежать заторов, две временные полосы для большегрузов обустроили на соседнем «Тагиркент — Казмаляр», но с учетом темпов роста грузопотока пропускной способности обоих погранпереходов недостаточно. По состоянию на 6 февраля, срок автодоставки из Турции увеличился до 30 суток. Стоимость перевозки к 4 кварталу 2022 года выросла с $4,9 тыс. до $9,8 тыс..

По итогам прошлого года число поставок из Турции в Россию у ритейлеров и логистических компаний увеличилось в 1,5-3 раза год к году. Объем грузоперевозок «Снежной королевы» вырос на 35%, STS Logistics — на 50%, ПЭК — на 97%. Грузооборот компаний СПАК и Аривист увеличился на 150%, Pony Express  — на 250%, Eurasian Logistics Solutions — на 360%. Категории-лидеры: одежда и обувь, оборудование и запчасти, товары народного потребления, автомобили и с/х техника.

Какие меры помогут повысить пропускную способность 

Чтобы логистика справилась с растущим грузопотоком из Турции, а стоимость услуг оставалась привлекательной и конкурентоспособной, необходимо динамически увеличивать количество морских сервисов и наращивать число контейнеровозов грузоподъемностью более 3500 TEU. Важно, чтобы транзитные грузы, следующие в Россию, турецкие порты обрабатывали в равнозначных с остальными условиями. Сейчас приоритет отдается товарам турецкого производства, остальные простаивают в очереди. Чтобы избежать нехватки оборудования для доставки, необходимо в два раза увеличить число контейнеров на направлении и регламентировать вопрос их возврата.

Необходимо сократить время на оформление грузов в порту Новороссийск. Сейчас, если весогабаритные характеристики изменились, компания ожидает скорректированного документа о принятии груза до двух дней. Необходимо ускорить этот процесс. Плюс, лучше доработать интеграцию данных между ЦЭД и Новороссийским портом. Кроме того, необходимо в три раза увеличить число po-po паромов, регулярно курсирующих между турецкими и российскими портами. Это позволит существенно нарастить долю товаров, которые доставляются из Республики оперативно — за 14 дней.

Необходимо ускоренными темпами реконструировать автомобильные погранпереходы «Верхний Ларс» и «Яраг-Казмаляр». В этом году Минтранс запустил движение по 12 новым полосам на «Верхнем Ларсе», что повышает пропускную способность на 100-200 грузовых ТС. Пока, как показывает практика, этого недостаточно. Есть надежда, что разгрузить погранпереход поможет его реконструкция в 2023 году, так как пропускная способность увеличится до 2,5 тыс. ТС в сутки. Пропускную способность МАПП «Яраг-Казмаляр» планируют нарастить до 630 ТС в сутки, а число полос расширить до 10, но только к 2026 году.

Шесть из девяти компаний-участников обзора вслед за ростом грузопотока уже открыли собственные филиалы в Турции и планируют развивать сеть доставки. Тем не менее российский бизнес сталкивается с нехваткой логистических операторов, которые могут доставить из Турции небольшие партии, весом от 1 до 100 кг. Поэтому важно нарастить число регулярных сервисов для доставки сборных грузов. Такие сервисы развивает СДЭК, а ПЭК и Pony Express запустили регулярные сборные грузоперевозки по этому направлению. В новом году ПЭК планирует создать единую маршрутную сеть доставки, которая объединит крупные города Турции с небольшими, население которых менее 100 тыс. человек.