Цифровизацию, автоматизацию и роботизацию  RAEX обсудил с экспертами

Новости

Больше 80% компаний из топ-200 рейтинга RAEX-600 используют электронные торговые площадки для проведения закупок. «Бумажные» тендеры постепенно уходят в прошлое, уже сейчас они актуальны только для специфических закупок. На конференции «Электронные торговые площадки в России – 2020» эксперты отрасли обсудили, как на рынок повлияла реформа отрасли и объяснили тенденции, влияющие на закупки.

Рынок растет на десятки процентов в год, отметил Андрей Бойко, коммерческий директор электронной торговой площадки B2B-Center: «Главная причина – растёт проникновение электронных закупок. Они стали органичным элементом цифровой трансформации бизнеса. Вэту сторону идут банки, страховые компании, агрохолдинги, производители продуктов питания, торговые сети, транспортные компании, лёгкая промышленность. Им нужны достоверные данные осамих себе, аполучить их без оцифровки процессов невозможно» – считает Бойко. «Ещё одна причина – насмену прежнему поколению менеджмента приходит новое. Это люди 25–35 лет, которые выросли вмире высоких технологий, доверяют им испокойно пользуются. Интернет-торговля для них – норма, анекакая-то модная новинка. Поэтому они активно используют ЭТП для экономии, контроля иавтоматизации закупок».

Также эксперт отметил, что состояние российской экономики сейчас заставляет компании снижать расходы «здесь и сейчас», а не прогнозировать свои издержки на несколько лет.

В 2019 году продолжился рост рынка межкорпоративной электронной торговли. Об этом рассказал заместитель генерального директора площадки «Росэлторг» Антон Киценко «В сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков оборот рынка вырос более чем на 20% по сравнению с 2018 годом». По мнению Киценко, росту способствовали общий вектор развития страны в рамках цифровизации, законодательные изменения по переводу конкурентных закупок в электронную форму, а также повышающийся интерес частного бизнеса к внешним инструментам для электронной закупочной деятельности. «При этом основным драйвером роста рынка межкорпоративной торговли выступает как раз крупный частный бизнес, благодаря его стремлению к оптимизации закупочных процессов и, как следствие, заинтересованности в сотрудничестве с электронными торговыми площадками», – заключил эксперт.

Еще один драйвер рынка – конкуренция между площадками. Она активизировалась, потому что крупные заказчики не остаются навсегда с единственной ЭТП, а мигрируют, выбирая для себя, с кем сотрудничать выгоднее и удобнее. Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг» поддерживает такой подход: «Мы позитивно оцениваем данный процесс, поскольку он дает толчок развитию конкуренции и, как следствие, приводит к повышению стандартов работы всей отрасли. Это еще раз подтверждает, что расширение перечня электронных площадок, работающих по закону №44-ФЗ, было правильным решением и способствовало увеличению конкуренции между площадками».

ЭТП становятся более гибкими и персонализированными. Как сообщила Юлия Обаляева, директор по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», сейчас площадки даже могут брать на себя принятие решений за заказчика: «Важный тренд – запрос на передачу функций принятия решений от заказчика, комиссии в сторону площадки. Есть реестр недобросовестных поставщиков, которых мы можем не допускать к участию в торгах по желанию заказчика. Но в реестр поставщик может попасть даже в ходе торгов, в момент, когда заседает комиссия. Мы из запретительной функции берем на себя аналитическую и предоставляем данную информацию».

Андрей Субботин, технический директор АО «КОМИТА» в своем выступлении рассказал, что его компания активно использует искусственный интеллект и расширяет функциональность электронных торговых ресурсов: «Наиболее перспективные тренды в области автоматизации закупок крупных компаний мы используем в нашей Универсальной электронной торговой площадке и наших Электронных магазинах: развитие финансовых услуг, интеграция логистических решений, продажа неликвидов и складских остатков, коммерческой недвижимости и иного имущества».

Руководитель Департамента по работе с корпоративными клиентами АО «ЕЭТП» («Росэлторг») Мария Бурухина отметила тренд отказа корпоративных заказчиков от собственных ЭТП в пользу внешних площадок. Электронные площадки, по крайней мере «Росэлторг», будут двигаться в сторону развития сети микроплощадок – индивидуальных, кастомизированных под нужды конкретных компаний площадок, интегрированных с различными коммуникационными, финансовыми и инфраструктурными сервисами (включая логистические). «Также стоит отметить повышающийся интерес участников рынка межкорпоративной электронной торговли к механизму обмена первичными (закрывающими) документами по результатам проведения закупок. В рамках этого обмена отправка документов осуществляется при помощи специальных систем юридически значимого электронного документооборота, которыми управляют аккредитованные операторы».

После выступлений экспертов и всех дискуссий агентствоRAEX(РАЭКС-Аналитика) наградило лидеров рынка. Подробнее о награждении читайте здесь.

Фоторепортаж с конференции