ЗОЛОТАЯ КОРОНА — 25 лет первой транзакции

Новости Участники Коллекции

Первые банковские карты платежной системы «Золотая Корона» начали выдаваться клиентам Сибирского Торгового Банка 6 июня 1994 года. В этот день была совершена первая транзакция по карте «Золотая Корона» в одном из магазинов Новосибирска. В этом же месяце был реализован первый зарплатный проект на заводе «Электросигнал».

Сибторгбанк — один из крупнейших региональных клиринговых банков — в нем были открыты счета более чем 500 банкам-корреспондентам. Активно работал на фондовом рынке. Реализовал амбициозный проект по созданию общенациональной системы расчетов с использованием чиповых пластиковых карт «Золотая корона» и являлся расчетным банком платёжной системы. 

Российская платежная система «Золотая Корона», предоставляющая платежные сервисы физическим лицам, банкам и организациям, денежные переводы cash2cash, card2cash, card2card, погашение кредитов онлайн и офлайн в партнерской сети, онлайн покупка валюты.

Оборот операций сервисов системы в 2018 году составил 856 миллиардов рублей. Система входит в реестр социально-значимых платежных систем России и Казахстана. Сервисы платежной системы «Золотая Корона» доступны в инфраструктуре более чем 550-ти банков и партнеров в России, СНГ и в странах дальнего зарубежья.

История платежной системы «Золотая Корона» неразрывно связана с развитием бренда «Золотая Корона». Исторически первым проектом был сервис банковская карта «Золотая Корона», который был создан в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке. В период с 1999 по 2005 год «Золотая Корона» существенно увеличила технологические, операционные возможности, продуктовый диапазон, количество банков-участников. Многие из возникших в данный период проектов выделились в самостоятельные направления, которые сейчас развиваются отдельными подразделениями в рамках процессингового бизнеса ГК ЦФТ.

Главной «фишкой» «Золотой Короны» стали микропроцессорные технологии – карты системы изначально были оснащены чипами, в то время как основу эмиссии у появлявшихся российских конкурентов и глобальных платежных систем составляли карты с магнитной полосой. «Золотая Корона» создавалась как платежная система, максимально адаптированная под особенности отечественного рынка, под российскую инфраструктуру и экономическую специфику. Основным преимуществом карт «Золотая Корона» была возможность работы в режиме off-line в рамках остатка средств на счете клиента, что позволяло использовать карты в любом, самом отдаленном районе России.

«Золотая Корона» изначально замышлялась и проектировалась как система, объединяющая на единой платформе множество банков-партнеров. Еще до официального запуска системы, уже в начале 1994 года, ряд банков изъявил желание присоединиться к ней и к концу года число участников «Золотой Короны» превысило 40 банков, а еще через год достигло отметки в 100 кредитных организаций. Всего же карты платежной системы «Золотая Корона» эмитировали в разные годы более 200 российских банков, включая Альфа-Банк, АК Барс Банк, банк «Восточный» и др.

На первоначальном этапе в системе «Золотая Корона» даже не использовались банкоматы – предполагалось, что выдача наличных должна осуществляться в кассах. Была даже разработана «револьверная» карта – лимит на ней автоматически восстанавливался через определенный промежуток времени. Продвигалась утопическая, как понятно сейчас, концепция «безналичного» общества, которая, не предполагала, что очень долгое время более 90% всех операций с карточками в России будет составлять снятие наличных. Банки-участники системы «Золотая Корона» сразу делали акцент на POS-эквайринг. Это технологическое преимущество позволило достичь того, что уже к 1996 году, то есть через два года после старта, «Золотая Корона» была не просто широко представлена, например, в отдаленных районах российского Севера – здесь была выстроена уникальная для того времени разветвленная инфраструктура обслуживания. Не только АЗС, магазины бытовой и компьютерной техники, продовольственные и мебельные магазины, рестораны, но аптеки, парикмахерские, кинотеатры и даже уличные киоски принимали к оплате карточки «Золотая Корона». И в то время, как банковские карты других платежных систем в России использовались исключительно для снятия наличных, POS-обороты по картам «Золотая Корона» превышали 20%.

Еще одним из наиболее значимых ноу-хау, родившихся в «Золотой Короне», является концепция «зарплатных проектов», как механизма для увеличения эмиссии и массового распространения пластиковых карт. Международной практики использования такого инструмента не было – западные системы начинались с кредитных карт, выдаваемых уже существующим клиентам банка. В России же пластик изначально рассматривался как элитный продукт, не рассчитанный на массового клиента, и зачастую играл имиджевую роль.

Другим нововведением, реализованным «Золотой Короной», было кредитование физических лиц. В 1990-е годы практически никто не занимался кредитованием населения. Во-первых, не было никакого опыта: в СССР существовали только эрзацы этого сервиса – товарные кредиты (то есть, покупка вещи в рассрочку) и ссуды (чаще всего, на предприятиях, в кассах взаимопомощи). Во-вторых, в условиях финансовой и экономической нестабильности, кредитование было высокорисковым бизнесом, а систем риск-контроля не существовало. «Золотая Корона» вместе с челябинским банком «Дорожник» в 1997 году реализовала первый в России проект по массовому кредитованию физических лиц на банковскую карту под зарплату – овердрафт. Это решение стало быстро тиражироваться. Банки благодаря зарплатным проектам и карточным технологиям получили инструмент практически безрискового кредитования физических лиц. Чисто российское ноу-хау.

Совокупная эмиссия составляет порядка 8 миллионов карт.

В процессе создания дизайна для карт «Золотая Корона» воплощались разные сценарии – часть визуальных решений разрабатывалась банками самостоятельно, часть реализовывалась в дизайн-студии «Золотой Короны», а некоторые проекты были результатами сотрудничества обеих сторон.

В 2017 году «Золотая Корона» приняла участие в выставке Национальной коллекции платёжных карт России в рамках Национального платёжного форума.

Национальная коллекция платёжных карт России ведёт свою историю с 2012 года. Цель коллекции – запечатлеть историю кредитной организации в банковской системе страны через уникальность пластика. В настоящее время в национальной коллекции 9000 платёжных карт 450 российских банков.