Опережая время: почему интуиция важнее стратегии?

Новости
Успех в бизнесе традиционно связывают с высоким IQ, профессионализмом, рациональным подходом, логикой и грамотным планированием. И важность этих качеств, действительно, глупо отрицать. Однако пример международных компаний, которые достигли по-настоящему выдающихся результатов и стали лидерами в своей области, показывает, что для настоящего прорыва этого недостаточно.

Самые успешные CEO последних десятилетий — Билл Гейтс (Microsoft), Стив Джобс (Apple), Ричард Бренсон (Virgin), Энди Гроув (Intel), Ингвар Кампрад (IKEA) – построили бизнес-империи не благодаря блестящему образованию и высокому IQ. Большинство из них получили высшее образование после того, как стали миллионерами, или не имеют его вовсе. При этом все как один говорят, что важнейшее качество, которое позволяет делать из крошечного бизнеса многомиллиардную корпорацию, — интуиция…

На первый взгляд, бизнес с ней несовместим. Интуиция порождается нашим бессознательным, не контролируется рациональной частью мозга и чаще всего противоречит логике.

Доверившись ей, лидер сильно рискует. Аргументы «против» интуитивных решений подкреплены статистикой, бизнес-планом и готовыми моделями, которые не раз доказывали эффективность в прошлом. Аргументы «за» основаны на необъяснимом внутреннем чутье, правильность которого невозможно проверить. И, тем не менее, все открытия, инновационные продукты и технологии, изменившие мир, всегда начинались с интуитивного видения и готовности рисковать вопреки логике.

И, наоборот, отказываясь прислушиваться к интуиции, игнорируя ее сигналы, часто совершаем серьезные ошибки, которые дорого обходятся. Например, мой клиент Игорь, владелец сети магазинов здорового питания. Нанял нового директора отдела продаж, доверившись логике: два высших образования и MBA, идеальное резюме, опыт работы за рубежом – все говорило в пользу кандидата. Несмотря на то, что Игорь испытывал к новому сотруднику ничем не объяснимую неприязнь, он проигнорировал свои эмоции и не стал проверять подозрения. За это решение ему пришлось заплатить проваленным планом продаж и многомиллионными убытками. А если бы прислушался к интуиции и запросил рекомендации в компаниях, где до этого работал новый директор, этого можно было избежать. Игорь выяснил, что тот имел репутацию человека, который разрушает отлаженные процессы, но построить ничего нового не может.

Интуиция действительно не поддается логике, потому что оперирует данными на совсем другом уровне. 80% информации, которую мы получаем, мы считываем не вербально. Мимика, поза, интонация говорят гораздо больше, чем слова. Все это мы воспринимаем бессознательно, без участия рационального мозга. В ответ на информацию, считанную подсознанием, у нас возникает та или иная реакция – эмоция.

Если человек не осознает эмоции и плохо чувствует свое тело, которое всегда первым реагирует на любые изменения, канал интуиции закрыт. Это значит, что и в личных отношениях, и в бизнесе, он будет отсекать огромный пласт ценной информации. А это неизбежно ведет к ошибкам. Чем выше изначальные ставки, тем большую цену придется заплатить.

Недавнее исследование, проведенное учеными из University College London и Queensland University of Technology, показало: самые успешные трейдеры лондонской биржи отличаются более развитой интероцепцией – способностью воспринимать такие сигналы тела, как учащенное сердцебиение, изменение температуры, мышечное напряжение и т.д. Они становятся для них подсказкой, как вести себя в стрессовой ситуации, связанной с большими финансовыми рисками.

Это отличный пример, как работает интуиция. Когда мы находимся в контакте с телом, замечаем изменения в ощущениях и не игнорируем эмоции, получаем правильный ответ гораздо раньше, чем успеваем обдумать его и проанализировать с помощью логики.
Разумеется, интуиция не заменяет профессионализм и сам процесс работы. Любое озарение, инсайт или интуитивное решение возможны, когда у вас достаточно опыта в этой сфере, и вы полностью вовлечены в процесс. Но именно интуиция – инструмент, который позволяет принимать нестандартные решения, быстро справляться с кризисом, видеть новые возможности и опережать конкурентов на несколько шагов, создавая инновационные продукты.

Автор – Эвелина Леви, эксперт по эмоциональному интеллекту