COVID-19 стал шоком для мировой экономики. Бизнесу пришлось адаптироваться к условиям новой реальности, оперативно подстраиваясь под ситуацию. Энергетический сектор также переживает непростой период. На проходящем в Вероне (Италия) 13-м Евразийском Экономическом форуме, эксперты обсудили планы по восстановлению энергетической отрасли. Сильнее всего последствия от коронакризиса ощутила нефтяная отрасль. Помимо непосредственного влияния COVID-19 на работу предприятий, отрасль пострадала от резкого сокращения спроса, в первую очередь – со стороны транспортного сектора (автомобили и авиаперевозки), который оказался наиболее уязвим из-за карантинных мер по всему миру.
Игорь Сечин, президент НК «Роснефть»: «Падение спроса на нефть, как и сама эпидемия, началось в Китае, и его динамика могла бы многое сказать о предстоящей динамике спроса в других странах, однако особенности китайской статистики не позволяют делать однозначных выводов. Дополнительные объемы импорта сырой нефти обусловлены не только тем, что спрос в Китае начинает восстанавливаться, но тем, что страна активно заполняет хранилища по низким ценам. Спрос на дизельное топливо упал примерно на 61%, потребление бензина сократилось на 64%, а спрос на авиационное топливо сократился на 94%».
Патрик ПУЯННЕ, президент концерна «TOTAL»: «Потребление нефтепродуктов в Италии сократилось на 45% по сравнению с апрелем 2019 года. Последние данные отраслевой ассоциации Unione Petrolifera (UP) показывают резкое снижение потребления моторного топлива: потребление дизеля сократилось на 50% по сравнению с годом ранее, спрос на бензин снизился на 73%, а потребление авиатоплива снизилось на 92%».
Нынешний кризис порождает множество вопросов, касающихся будущего спроса на энергоносители. В зависимости от продолжительности ограничительных мер, возможны разные сценарии восстановления спроса. Не однозначна и будущая динамика предложения – насколько строго страны, вступившие в соглашение о сокращении добычи, будут готовы его придерживаться, особенно когда спрос пойдет вверх, а доходы бюджетов достигнут дна.
Елена БУРМИСТРОВА, заместитель председателя правления «Газпром» — генеральный директор «Газпром экспорт»: «Для России подобное изменение конъюнктуры энергетического рынка несет серьезные риски, однако пока в статистике они не отражаются. В целом по итогам первого полугодия 2020 года, российский экспорт СПГ пострадал не сильно. С точки зрения рыночной конкурентоспособности, российские производители смотрятся уверенно, поскольку капитальные и операционные затраты в среднем по отрасли не велики и в основном номинированы в рублях, что позволяет нам всем снижаться в условиях девальвации. Кроме того, российская энергетическая отрасль имеет определенный запас прочности в силу особенностей налогового регулирования, при котором риски низких цен переносятся на бюджет. Да и для государства в целом цены нефти, заложенные в бюджет, значительно ниже, чем у других ресурсных экономик, хотя и заметно превышают реальный уровень цен в настоящее время».
Тем не менее, жëсткая ценовая война ухудшает положение России на мировом рынке. Большие скидки на нефть Саудовской Аравии снижают привлекательность российской нефти на ее целевых рынках и приводят к сильному удешевлению российского сорта Urals.
Помимо сверхнизких цен, на отрасль давит необходимость быстрого и глубокого сокращения добычи. По итогам апрельских встреч ОПЕК+ и министров энергетики G20 Россия взяла на себя самые большие объемы сокращения в среднем по году добыча нефти в России снизится на 0,95 млн барр./сут. или на 45 млн тонн, таким образом добыча нефти и газового конденсата в России в 2020 г. должна составить не более 515 млн тонн.
Для России сложившаяся ситуация на нефтяном и газовом рынках, означает радикальное сокращение доходов от экспорта – как следствие негативные сценарии с падением доходов бюджета в 4-10 раз.
Евразийский экономический форум проходит ежегодно в Вероне. В этом году, с соблюдением повышенных норм санитарной безопасности и обширной культурной программой приуроченной к 75-ти летию Победы. Главная тема – «Новая реальность глобальной экономики от Атлантики до Тихого океана». Организаторами форума выступают: Фонд Росконгресс, Ассоциация «Познаём Евразию», Банк «Интеза Санпаоло», НК «Роснефть» и многие другие.