Форум в Вероне — Влияние финансовых институтов и регуляторов на уровень  социально-экономической ответственности

Новости

ХIII Евразийский Экономический Форум состоится в итальянской Вероне 22-23 октября 2020 года, несмотря на ужесточение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией, погрузившей весь мир в состояние социально-экономического шока. Основным лейтмотивом Форума станет обсуждение новой реальности глобальной экономики от Атлантики до Тихого океана, складывающейся на фоне пандемии COVID-19.

Эксклюзивно для РИА «Банки и финансы» Алексей БОБРОВСКИЙ, начальник службы экономических новостей телеканала «Россия-24» и модератор сессии «Как могут ответить банки, финтех и финансовые регуляторы на призывы нового поколения к большей социально-экономической ответственности?», сформулировал несколько основных трендов влияния крупных финансовых институтов на повышение уровня социальной справедливости и выравнивания экономического неравенства в будущем.

По мнению Алексея Бобровского, в регуляторной сфере уже встречались попытки движения в сторону большей социальной справедливости, достаточно вспомнить идею «налога Робин Гуда» или так называемый налог Тобина* (прим. Автора — *налог на спот-операции с иностранной валютой, предложенный нобелевским лауреатом Джеймсом Тобиным в 1978 году, как средство для контроля за миграцией капитала). Без активного лобби со стороны в том числе регуляторов введение подобных налогов в современном мире практически невозможно.

Кроме того ЦБ и профильные министерства могли бы предлагать новые финансовые инструменты, в том числе инструменты с фиксированной доходностью, которые бы помогали сберегать, аккумулировать и канализировать денежные потоки в определенных направлениях, таких как, например, экология, инфраструктура, социальная сфера, если приводить пример из сегодняшнего дня, то в сферу здравоохранения. Да такие попытки уже наблюдаются, вспомним пример «коронавирусных облигаций» под выпуск которых правительства и ЦБ мира уже привлекли порядка 150 млрд долларов.

Что касается финтеха и банков, то Бобровский считает, что движение в сторону большей социально-экономической ответственности уже заметно. Но однозначно ответить, хорошо это, или плохо в долгосрочной перспективе пока очень сложно. Эксперт видит в этих процессов больше рисков для свобод, чем возможностей для людей.

Тем не менее, на краткосрочной дистанции все то, что сегодня называется социальными рейтингами и активно уже реализуется в западных странах и Китае, а также в России, может выравнивать некоторые перекосы в социально-экономической сферы.

Например, если человек соблюдает правила дорожного движения, то система накопительных баллов позволяет ему оформлять автостраховку на более выгодных условиях. Аналогичная модель может внедряться в ЖКХ. Но данная модель может быть и карательной, к примеру, если человек имеет много штрафов и иных административных нарушений, то ему может быть ограничен, например, выезд в другие страны. Это тоже часть модели социальных рейтингов, уже работающая.

Программ и направлений, где данная модель может быть внедрена, много. Это может быть доступ к персональным финансовым инструментам, более дешевым кредитам, более выгодным ставкам по депозитам, льготным условиям при работе с брокерскими компаниями и т.д и т.п.

С финтехом в широком смысле этого слова ситуация, по мнению эксперта, похожая. Масса приложений работает сейчас на стыке отраслей или, как это модно называть в наши дни, в рамках развития целых экосистем. Они также могут нивелировать социально-экономическое неравенство в основном за счет предоставления преференций тем, кто больше этого заслуживает, на основе анализа массива данных о поведении конечных получателей этих преференций.

Усматривается ли в этом ограничение свобод человека? Алексей Бобровский считает, что эта тенденция безусловно существует, но, тем не менее, мир будет двигаться именно в этом направлении, невзирая на такой «побочный эффект».

С точки зрения влияния на экологию социальные рейтинги могут успешно применяться в качестве стимулирующих мер по раздельной сортировке мусора. То есть те, кто добросовестно это делают, платят меньший налог на утилизацию мусора по сравнению с теми, кто пренебрегает сортировкой бытовых отходов.

Финансовыми инструментами влияния на экологию могут стать облигации или фьючерсы на чистый воздух, воду и иные природные блага. Карбоновые налоги уже обсуждаются активно. Тем компаниям и людям, которые занимают проактивную позицию в борьбе за экологию и природу, например, высаживают леса или отдают свои частные владения под карбоновые полигоны, государство может предоставлять более выгодные условия на разных уровнях и этапах их взаимодействия с финансовыми системами. Платить живыми деньгами, давать серьезные налоговые преференции. По аналогичной схеме тем компаниям, чья деятельность сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду, государство может вменять более высокие налоговые ставки, а банки предлагать финансирование на менее выгодных условиях. Впрочем, это уже происходит.

Глобально, в среднесрочной перспективе, резюмирует Алексей, внедрение рейтинговой модели ждет нас во многих сферах жизни, а банки и финансовые институты станут операторами этих систем.

Совпадёт ли мнение экономического обозревателя Алексея Бобровского с точкой зрения участников сессии, узнаем уже в ближайшее время в ходе ХIII Евразийского Экономического Форума. Следите за публикациями на сайте и в наших группах в социальных сетях.

Евгения Шель, обозреватель финансовых рынков
РИА «Банки и финансы» (Москва-Верона-Москва)