Счетная палата подсчитала налоговые расходы бюджета от льгот по налогу на прибыль организаций, предоставляемых субъектами Российской Федерации. В 2018 году по сравнению с 2017 годом они выросли более чем вдвое по России в целом и Московской области в частности. Куда более скромный рост – 12,2% был отмечен по итогам проверки* в Санкт-Петербурге. Количество юрлиц, которые пользуются данными льготами, в целом по стране за последний год сократилось. Однако в разрезе регионов-объектов проверки ситуация прямо противоположная: в Санкт-Петербурге количество получателей льгот по налогу на прибыль организаций увеличилось на 51% (на 30 организаций), а в Московской области — на 96% (на 47 организаций).
При этом инструменты, с помощью которых можно оценить эффективность данных преференций, далеки от совершенства.
В законодательных актах Санкт-Петербурга и Московской области, предоставляющих право на льготы по налогу на прибыль организаций, отсутствуют цели предоставления льгот и необходимые критерии их оценки. Кроме того, методики оценки эффективности налоговых льгот, которые сейчас применяют данные регионы, не позволяют объективно оценить их отдачу.
«Так, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга при проверке методики оценки эффективности налоговых льгот установила, что в расчет принимаются доходы по налогу на прибыль организаций всех налогоплательщиков Санкт-Петербурга, а не только тех, которые пользуются налоговыми льготами. Это не позволяет объективно оценить их эффективность», — сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
В свою очередь аудитор КСП Московской области Александр Полосин отметил, что региональная методика оценки эффективности налоговых льгот будет дополнена необходимыми механизмами.
Проверка также показала, что на полноту и объективность оценки эффективности налоговых расходов субъектами России негативно влияет отсутствие у региональных властей необходимой информации. Она сегодня закрыта для регионов – статья 102 Налогового кодекса не дает им доступ к налоговой тайне. Одновременно они должны проводить оценку бюджетной эффективности налоговых расходов. Это прописано в постановлении Правительства, принятом в июне текущего года. Данный мониторинг невозможно провести без информации налоговых органов.
«Чтобы исправить ситуацию необходимо внести изменения в статью 102 Налогового кодекса в части доступа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к необходимой для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну», — считает Андрей Батуркин.