Российский рынок страхования киберрисков может достичь 8-10 млрд рублей к 2025 году, прогнозирует СК «Сбербанк страхование». Главными стимулами развития этого сегмента станут рост киберугроз на фоне развития цифровых технологий, совершенствование законодательства в сфере защиты данных и повышение информационной культуры граждан и предпринимателей.
Число киберпреступлений в России постоянно растет. По данным МВД, в 2018 году их стало на 92% больше, чем в 2017 году. По данным ФинЦЕРТа Банка России, в 2018 году было совершено 417 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт на общую сумму 1,3 млрд рублей. Это на 31,4% больше в количественном и на 44% — в денежном выражении по сравнению с 2017 годом. По оценкам Сбербанка, к 2022 году ко всемирной сети будет подключен 1 трлн устройств, а ущерб от кибератак для мировой экономики может вырасти до $8-10 трлн в год.
«Основные риски для бизнеса — это утечка данных и простои производства из-за DDoS-атак, воздействия вредоносных вирусов и применения злоумышленниками методов социальной инженерии, — отмечает руководитель СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Попов.
Директор по рискам СК «Сбербанк страхование» Владимир Новиков обращает внимание, что по экспертным оценкам, средний ущерб от киберинцидента для крупных компаний составляет 11 млн рублей, для малого и среднего бизнеса — 1,6 млн рублей. Столкнувшись с киберинцидентами, компании увеличивают бюджеты на безопасность. Помимо этого, постепенно. начинает формироваться спрос на защиту от киберугроз при помощи страхования.
Объем российского рынка киберстрахования измеряется сегодня десятками миллионов рублей, однако в ближайшие годы аналитики СК «Сбербанк страхование» ожидают стремительного развития этого сегмента. Основной вклад в формирование «моды» внесут, скорее всего, крупные компании, однако основной объем и спрос будут формировать малые и средние предприятия, а также физические лица — все, кто пользуется смартфоном.
«Мы ожидаем “взрывного” роста рынка киберстрахования в пятилетней перспективе, к 2025 году доля этого сегмента в общероссийских сборах по страхованию не жизни может составитьоколо 0,5-0,7%», – считает Дмитрий Попов.
СК «Сбербанк страхование» первой в России предложила массовые продукты по страхованию киберрисков. Так, в 2017 году компания включила в пакет страхования для малых предприятий риск перерыва в производстве в результате кибератак. За первый год действия программы такие полисы оформили около 3,5 тыс. клиентов, а за первый квартал 2019 года – уже около 3 тыс. В конце 2018 года компания предложила этот вид страхования физлицам, включив риск киберугроз в продукт по страхованию банковских карт. За полгода действия такие полисы оформили уже около 2 млн клиентов.
Справка о компании: ООО СК «Сбербанк страхование» — дочерняя компания Сбербанка России, специализирующаяся на программах имущественного и личного страхования, кроме страхования жизни. Входит в блок «Управление благосостоянием» Сбербанка. Объем собранной страховой премии за 2018 год составил 15,7 млрд руб. (по данным МСФО). Входит в топ-10 универсальных страховых компаний РФ по объему сборов. Рейтинговый класс по шкале «Эксперт РА» — ruAAА.
Блок «Управление благосостоянием» был создан в Сбербанке как отдельное направление в сентябре 2013 года. Блок занимается развитием страховых и пенсионных продуктов, управлением активами и депозитарными услугами и курирует бизнес шести дочерних компаний: «Сбербанк Страхование жизни», «Сбербанк Страхование», «Сбербанк Управление активами», НПФ Сбербанка, «Страховой брокер Сбербанка». По итогам 2018 года активы под управлением бизнеса блока «Управление благосостоянием» выросли на 35% до 1,2 трлн рублей. Сбербанк сохранил лидирующие позиции на рынках управления активами, обязательного пенсионного страхования и страхования жизни.