Более 70% игроков российского транспортно-логистической отрасли нарушают нормы законодательства, а также демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. В России зарегистрировано более 6,7 млн грузовых автомобилей, которые принадлежат частным собственникам. При этом официально в сегменте грузоперевозок работают не более 25% игроков, остальные — вне правового поля. Недобросовестные перевозчики нарушают законодательство и демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Это приводит к повышению аварийности на транспорте, утрате, повреждению грузов и неравным конкурентным условиям по тарифам между компаниями. Кроме того, из-за схем оптимизации, которые используют недобросовестные контрагенты, бизнес рискует столкнуться с налоговыми разрывами. Решить проблему поможет создание единой системы целевых показателей налоговой нагрузки, которые определяли бы надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров.
По данным МВД, в России зарегистрировано более 6,7 млн грузовых автомобилей, которые, согласно оценкам экспертов, принадлежат 300 тыс. собственников — юридических и физических лиц. При этом среди юридических лиц в категории «деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам» (ОК ВЭД 49.4) официально зарегистрировано 66 589 компаний, согласно данным сервиса проверки и анализа бизнеса Rusprofile. Официальную деятельность по грузоперевозкам ведут не более 30% игроков отрасли, остальные находятся вне правового поля.
Большинство перевозчиков до сих пор работают в отрасли неофициально, что приводит к повышению аварийности на транспорте, повреждению и утрате грузов. Неравномерная конкуренция разрушает бизнес и мешает ему развиваться — из-за существенной разницы в тарифах с недобросовестными игроками, остальные перевозчики теряют большую долю заказов.
Государственные органы усиливают регулирование и ускоряют развитие инструментов для повышения прозрачности отрасли. Участники рынка уже обмениваются накладными и другими документами в электронной форме с профильными ведомствами в ГИС ЭПД, где прослеживается вся цепь поставки, а значит — скрыть часть информации о перевозке становится невозможно. Кроме того, Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», согласно которому перевозчики смогут получить право на коммерческую деятельность только после регистрации в реестре и утратить эту возможность после исключения из него.
Однако, этого недостаточно. Бизнесу не хватает единой системы показателей, которая определяла бы надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров. Компаниям совместно с регулирующими органами важно не только разработать нормативы, которые определяли бы надежность контрагентов, но и замотивировать бизнес на их соблюдение.
Чаще всего российские перевозчики оптимизируют подоходные налоги (НДФЛ) и страховые взносы при выплате заработных плат. Поэтому важно, чтобы одним из целевых показателей надежности транспортных компаний стал уровень средней начисленной заработной платы, который рассчитывается как соотношение ФОТ к среднесписочной численности сотрудников.
При расчете можно ориентироваться на среднемесячную заработную плату одного работника в категории «деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» (ОКВЭД 49) — по итогам прошлого года данный показатель составил 77 504.6 руб., согласно данным Росстата. При этом сейчас на рынке сохраняется большая доля недобросовестных перевозчиков, которые официально выплачивают сотрудникам только МРОТ (19 242 руб. в месяц), а оставшаяся часть заработной платы остается вне правового поля. Вслед за повышением прозрачности отрасли доля таких компаний будет снижаться, а значит — средний уровень оплаты труда на рынке вырастет.
Альтернативный вариант — при оценке отталкиваться от медианной зарплаты в отрасли. Данный показатель может быть более репрезентативным: если средняя зарплата рассчитывается как соотношение совокупного размера оплаты труда к количеству сотрудников, то медианная — на основе оценки наиболее высокого и низкого уровня оплаты труда, добавил он.
Среди самых востребованных моделей оптимизации — уход компаний от уплаты налогов на добавленную стоимость. Для этого часто используется, так называемая «топливная схема», при которой транспортная компания часть оплаты своим субподрядчикам, небольшим перевозчикам на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте, проводит не денежными средствами, а горючим. В документах эта сделка не отражается — компания-наниматель декларирует, что топливо она израсходовала самостоятельно, за счет чего не только получает вычет по НДС, но и снижает размер оплаты за услуги субподрядчиков.
Еще одна популярная модель — приобретение «бумажного» НДС, когда компания якобы оплачивает услуги/товары «контрагентов», однако на практике ничего не приобретает. Это позволяет недобросовестным игрокам искусственно увеличить свои расходы, а значит, уменьшить сумму НДС и налога на прибыль к уплате в бюджет. Поэтому важно, чтобы одним из показателей надежности перевозчиков стала доля облагаемых НДС расходов относительно выручки, который позволит оценить объем возмещенных компанией налогов. При этом, оптимизация часто связана не только со стремлением компаний сэкономить, но и с нехваткой навыков для корректного расчета НДС. Поэтому одновременно с запуском мер для повышения прозрачности отрасли важно настроить информирование и обучение компаний оформлению сопроводительных документов, а также расчетам налоговых ставок.
Еще один ключевой показатель надежности компаний — численность сотрудников относительно автопарка, которая рассчитывается как соотношение работников к количеству транспортных средств во владении. Важно, чтобы данные о среднем уровне заработной платы, доле облагаемых НДС расходов относительно выручки, а также численности сотрудников относительно ТС во владении были размещены в открытом доступе на единой платформе, а также регулярно обновлялись.
ФНС России и Ассоциация добросовестных налогоплательщиков «РАДО» договорились о создании рабочей группы для подготовки и утверждения единой системы показателей целевой налоговой нагрузки. С её помощью, бизнес в режиме реального времени сможет отслеживать информацию о своих контрагентах и выбирать надежных перевозчиков, а значит — предотвратить риск вовлечения себя в схемы уклонения от уплаты налогов и страховых взносов.