Модульбанк опросил 3550 предпринимателей и узнал, как они распоряжаются своими личными деньгами, где хранят сбережения, как смотрят на финансовые обязанности в семье и готовы ли содержать своих супругов.
Около 76% опрошенных респондентов – мужчины, около 24% – женщины. В основном, это зрелые люди: около 82% респондентов старше 36 лет, 42% всей выборки – старше 45 лет. Только 16,6% – представители поколения миллениалов в возрасте 26-35 лет, и всего около 6% опрошенных – предприниматели до 25 лет. Только около 12% предпринимателей не состоят в отношениях. Около 77% живут в браке, около 11% из них состоят в отношениях. У 35% предпринимателей в семье нет другого источника дохода, только их бизнес.
Ответ на вопрос, есть ли у предпринимателя личные кредиты, поделил респондентов практически пополам: 50,4% ответили, что у них нет личных кредитов. Причем женщины оказались более осторожны. Только у 38% предпринимательниц есть личные кредиты, среди мужчин предпринимателей этот показатель около 53%.
Мужчины оказались более оптимистичны и с точки зрения оценки личного финансового состояния. В среднем, около 45% предпринимателей субъективно оценили свое личное финансовое состояние на 7 и 8 баллов из 10. Однако, среди женщин-предпринимательниц оценка была ниже. Их оценка равномерно распределилась в диапазоне от 5 до 8 баллов.
Одним из центральных вопросов исследования был вопрос, как предприниматели распоряжаются личными сбережениями. Это был закрытый вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответов. Большинство предпринимателей (около 55%) держит личные деньги на личных счетах в банках и депозитах. На втором месте по значимости, но с большим отрывом – инвестиции в образование, здоровье и в детей, их отметило около 28% респондентов.
Около 27% предпринимателей держит сбережения в наличных рублях, инвестиции в собственный бизнес и вложения в акции и ценные бумаги также популярны – их отметили по 24% предпринимателей. Дальше по популярности – наличные сбережения в иностранной валюте (22,5%), инвестиции в недвижимость и крупные дорогие покупки (20,6%). Менее популярны инвестиции в электронные или криптовалюты (7,6%), в драгоценные металлы и другие биржевые товары (5,9%) и инвестиции в стартапы (2,5%). Около 12% опрошенных отметили, что у них нет сбережений.
Также предприниматели отвечали на вопросы о том, как, по их мнению, справедливо распоряжаться деньгами в семье. Больше 65% считают, что деньги в семье должны быть общими. Около 21% уверены, что за расходы семьи отвечает мужчина, а деньги женщины принадлежат только ей. Около 12% отмечают, что у каждого партнера должен быть свой бюджет, а семейные расходы должны покрываться пополам.
Интересно, что в этом вопросе мнения мужчин и женщин частично разделились. Если за общий бюджет проголосовали 65% мужчин и 68% женщин, то на втором месте у предпринимательниц оказался раздельный бюджет – за него проголосовало около 23% женщин, среди мужчин этот пункт выбрали только около 9,5% респондентов. У мужчин на второе место вышел сценарий, где деньги женщины принадлежат только ей, а все семейные расходы покрывает мужчина, за него проголосовали 24,6% респондентов.
Последние два вопроса касались того, как предприниматели относятся к занятости супругов. Около 45% мужчин отметили, что нормально, если женщина не работает, занимается домом и детьми. Еще 48% отметили, что женщина может не работать, но у нее должны быть цели и интересы вне дома. Только 7% мужчин считают, что женщина должна работать. Среди предпринимательниц только 28,5% отметили, что для женщины нормальна роль домохозяйки. Большинство (57%) считает, что у женщины должны быть интересы вне дома, а 14% предпринимательниц считает, что женщина должна работать.
При рассмотрении зеркальной ситуации результаты выглядят более единодушно. 55% мужчин и 48% женщин считают, что мужчина должен работать и не может сидеть дома. Около 28% мужчин и 30% женщин считают, что у мужчина может не работать, но у него должны быть цели и интересы вне дома. Только около 17% мужчин и 21% женщин считают, что для мужчины нормально сидеть дома и заниматься хозяйством и детьми. Таким образом более половины женщин-предпринимательниц готовы содержать своих супругов.