Юбилей импрессионизма отметят в 2024 году

Новости
В 2024 году мир будет отмечать 150-летие импрессионизма. Во Франции планируются мероприятия, которые будут посвящены произведению «Гребец в цилиндре», названному настоящим национальным достоянием. В настоящее время эта картина экспонируется в Музее Орсе в Париже.
В августе исполняется 175 лет со дня рождения Гюстава Кайботта- юриста по образованию, коллекционера и творца по образу жизни. Человека, благодаря которому история французского искусства конца XIX века прославилась работами импрессионистов.

Вся мировая живопись, возможно, могла бы сложиться иначе, если бы богатый наследник текстильного магната не выступил в роли мецената и основного покупателя работ молодых художников, выставки которых постоянно сопровождались грандиозными скандалами. Сегодня полотна каждого из импрессионистов стоят десятки и даже сотни миллионов долларов и практически отсутствуют на мировых аукционах предметов искусства, так как приравниваются к национальному достоянию.

В начале этого года произошло поистине сенсационное событие — Франция за $47 млн приобрела у наследников полотно Кайботта «Гребец в цилиндре» (1877-1878 гг.). Теперь эта работа войдет в коллекцию третьего по популярности музея Франции — музея Орсе, где хранятся такие знаковые произведения как «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, а также картины Моне, Ренуара, Дега и многих других художников конца XIX — начала XX века, имена которых известны всему миру. Этому музею принадлежат еще сорок работ самого Кайботта. Кстати, в ноябре 2021 года другая картина Кайботта «Молодой человек у окна» (1876) была продана за $53 млн, что стало аукционным рекордом для художника. Полотно оказалось в коллекции музея Гетти в Лос-Анджелесе.

Надо признать, что имя Кайботта в истории искусства чаще всего упоминали в связи с его финансовой и моральной помощью друзьям-живописцам. Он оплачивал аренду мастерской Клода Моне и покупал его картины, впрочем как и картины Камиля Писсаро и Огюста Ренуара, что позволяло им в самые трудные периоды жизни хоть как-то сводить концы с концами. На прижизненных аукционах работ импрессионистов Кайботт сам перекупал произведения, которые и так были в его собственности, в надежде увеличить их стоимость и вызвать интерес у других коллекционеров. Когда Кайботт увлекся садоводством, к нему обращался за советами Моне, который обзавелся своим собственным домом в Живерни, современном месте паломничества всех истинных поклонников импрессионизма.

Кайботт стал крестным отцом сына Ренуара, а самого живописца сделал своим душеприказчиком. В завещании он указал, что свою коллекцию хочет передать Лувру, что вызвало бурную гневную реакцию ученых мужей и художников-академистов.
Однако, коллекционер собирал не только произведения живописи, он также известен как один из основателей филателии, посмертно зачисленный в списки выдающихся филателистов.

Кажется, все, за что брался Кайботт, он выполнял на самом высоком и профессиональном уровне, даже не будучи изначально специалистом в том или ином деле. Он занимался юриспруденцией и инженерными науками, увлекался филателизмом, занимал должности вице-президента Парижского яхт-клуба и городского советника Пти-Женвилье. Но только когда наследники решили продать работу «Парижская улица в дождливую погоду» в 1954 году, исследователи переключили свое внимание на Кайботта как на самодостаточного художника, чья манера отличавшаяся от кисти его друзей, тем не менее, вписывалась в рамки стиля. Чистота и яркость цвета, раздельные мазки, переливающаяся и вибрирующая мозаика поверхности холста, преобладание света по всему пространству картины, нестандартные ракурсы и практически кинематографические композиции кадра, обыденные сюжеты и простая жизнь человека или природы, запечатленная, казалось бы, с единственной целью — насладиться эстетикой одного мгновения. Все эти характерные черты стиля есть в работах Кайботта.