Для финансового обслуживания самозанятых появляются новые сервисы, в том числе и со стороны кредитных организаций. Перед банками, планирующими запуск таких услуг, стоит задача по обеспечению базовой цифровой инфраструктуры для растущего нового сегмента клиентов.
За последний год число самозанятых существенно возросло. На начало 2022 года в России их было 3,9 млн человек, а к январю 2023 — уже 6,8 млн. Основные направления деятельности самозанятых – ремонт, транспортные услуги, ИТ и сфера красоты. Средний возраст самозанятого – 35 лет. До конца 2023 года количество самозанятых может превысить 10 млн. человек, а общий оборот – более 377 млрд рублей.
На текущий момент в России зарегистрировано 327 банков, однако базовые сервисы по регистрации в ФНС плательщиков НПД и уплаты налога на профессиональный доход предоставляют менее 10% из них. Учитывая активный рост числа плательщиков НПД во всех отраслях, подобные услуги планируют к запуску в 2023 году еще минимум 2% кредитных организаций. Одним из факторов увеличения этого показателя будет являться интеграционная доступность модулей по работе с самозанятыми для систем дистанционного банковского обслуживания и автоматизированных банковских систем.
Исследование базовых функций интернет-банков для малого и среднего бизнеса провела компания Globus Consulting в декабре 2022 года. В рамках исследования представители бизнеса протестировали интерфейсы десяти ведущих российских банков для предпринимателей. Они оценивали удобство работы с платежами, доступ к информации о транзакциях и остатках, работу с шаблонами, выбор сервисов и качество консультаций. В исследовании участвовали десять ведущих банков для предпринимателей, по результатам проведения юзабилити-тестов Модульбанк признан самым удобным банком.
Традиционно широкое распространение имеют платежные инструменты. 63% банков предоставляют услуги по приему оплаты через Систему быстрых платежей (СБП). Этот метод наиболее популярен для организации взаиморасчетов, когда и заказчик и исполнитель – физлица. Хотя пока прием оплаты по QR-кодам через СБП чаще используется субъектами малого бизнеса, у этой услуги отмечается большой потенциал роста для самозанятых,
Среди других финансовых продуктов для самозанятых можно выделить специальные кредитные программы, включая ипотечные, которые уже предоставляют 22% банков. Высокий процент распространения таких сервисов объясняется для банков быстротой и прозрачностью получения данных о статусе самозанятого в ФНС по ИНН, а для заемщиков – возможностью получения из ФНС справки о легальных доходах в пару кликов.
Новый сервис Модульбанк включает налоговую, бухгалтерскую и кадровую отчетность, ведение документооборота и работу с первичкой. Для предпринимателя это выгоднее, чем держать штатного бухгалтера, при этом Модульбухгалтерия несет финансовую ответственность за возможные ошибки.
Ряд страховых компаний предоставляют услуги страхованию самозанятых на случаи болезни, несчастного случая или наступления гражданской ответственности перед другими людьми. Если самозанятый не будет иметь возможности зарабатывать по причине болезни, ему будет выплачиваться денежная сумма согласно выбранному им размеру страховой суммы. На сегодняшний день страховые программы наиболее популярны среди самозанятых в сфере транспортных услуг и перевозок.
Самозанятые могут самостоятельно формировать свою будущую пенсию, добровольно уплачивая стразовые взносы в ПФР. Граждане, применяющие специальный налоговый режим, самостоятельно определяют размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период. Кроме этого, самозанятые могут формировать дополнительные пенсионные накопления в рамках индивидуального пенсионного плана – услуги, предоставляемой негосударственными пенсионными фондами.
Дополнительные сервисы документооборота для физлиц, профильные биржи для поиска заказов, реестровые выплаты для самозанятых интегрированы менее, чем в 1% российских банков, при этом данная категория продуктов также будут развиваться для предоставления единых стандартов обслуживания в отрасли.