Цифровизация таможенного администрирования увеличивает товарооборот

Новости
Цифровое взаимодействие стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в таможенном администрировании, активное внедрение в этот процесс современных технологий, расширение и реконструкция действующих контрольно-пропускных пунктов на границах позволят значительно ускорить обмен товарами между странами — участниками ЕАЭС и будут способствовать развитию единого экономического пространства.

Министерство транспорта в прошлом году в ручном режиме смотрело, как перестраивается логистика, обеспечивая изменения. Сейчас отчетливо видны тренды, что наши грузопотоки переориентируются с западного направления. В Российской Федерации внедрён свой национальный сегмент прослеживаемости грузов и сейчас прорабатывается эксперимент по трансграничному обмену информацией, чтобы прослеживаемость товара шла от импорта до конечного потребителя вне зависимости от того, в какой стране союза он находится. Это практически онлайн-передача информации в момент пересечения границы в странах ЕАЭС. Такую практику уже внедрили в Республике Беларусь.

Максимальная результативность при минимальной интервенции — вот к чему мы должны стремиться. Совершенствование таможенного администрирования считается невозможным без цифровизации, без быстрых темпов развития современных технологий. Эффективное сотрудничество невозможно без соответствующих электронных платформ, которые дают возможность обмена информацией. «Мы определили четыре основных направления совершенствования Таможенного кодекса ЕАЭС.  Первое — это цифровизация, технологии не стоят на месте, лучшие наработки и цифровые решения нужно применять. Ведется работа по унификации, стандартизации таможенных процедур, операций таможенного контроля. Это институт электронной торговли, унификация электронного документооборота», — комментирует статс-секретарь — заместитель министра финансов России Алексей Сазанов.

В части Азово-Черноморского бассейна в странах ЕАЭС реализовывается масштабное мероприятие по развитию железнодорожной сети. Инфраструктура портов подстраивается под новую номенклатуру грузов, которая сейчас востребована. В части южных границ — это прежде всего автомобильное сообщение с Грузией, у всех на слуху пункт пропуска Верхний Ларс. До начала его реконструкции было 14 полос движения, в этом году, после завершения реконструкции — будет 39 полос движения, что позволит в пять раз увеличить мощность КПП. «Россия уделяет внимание границе с Азербайджаном, где после реконструкции в семь раз будет увеличена пропускная способность грузовых транспортных средств», — комментирует заместитель министра транспорта России Валентин Иванов.

Основные задачи текущего 2023 года — апробация и эксперименты, чтобы с января 2024 года активно перейти в стадию реализации навигационных цифровых пломб. Сегодня реализуется эксперимент по отслеживанию перевозок между Российской Федерацией и Белоруссией, а между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном эксперимент планируется завершить до конца 2023 года.