Каждая десятая российская компания потеряла иностранного партнера из-за санкций. Две трети отечественных производств закупают сырье в РФ. Более четверти российских компаний продают товары на маркетплейсах. 67% отечественных производств закупают сырье в России, 18% — в Китае, а 13% находятся в поиске своего поставщика. После введения санкций у 27% производителей увеличились затраты на издержки производства, 18% испытали трудности с логистикой, 9% потеряли иностранного партнера, 6% пожаловались на уход зарубежного дистрибьютора, а 5% остались без основного поставщика сырья.
«Исследование показало, что уход с рынка зарубежных дистрибьюторов слабо повлиял на экономику российских производителей и продавцов. Всего за полгода предприниматели перестроили свои цепочки и стали чаще делать ставку на отечественных партнеров. Для нас это позитивный тренд: с каждым кризисом российский малый бизнес становится лишь увереннее и устойчивее. Мы в Модульбанк работаем для отечественных предпринимателей и продолжаем в рабочем режиме развивать продукты и сервисы, чтобы помогать им растить бизнес», — отметил Павел Семенов, член правления Модульбанк.
Почти половина (48%) респондентов основным источником финансирования называет собственный бюджет. Тогда как 17% опрошенных используют кредитные средства для расширения товарной линейки. И только 2% компаний рассчитывают на деньги инвесторов. Произведенную продукцию 29% организаций продают через собственные каналы, а 22% — через маркетплейсы. Еще 13% компаний реализуют товары оптовыми поставками небольшим локальным магазинам и 10% — через дилерские сервисы. При этом у 64% компаний все еще нет выделенного направления e-commerce продвижения, несмотря на рост рынка электронной коммерции и результативность каналов онлайн-продвижения. Еще 52% отметили, что находятся в поиске новых решений продвижения своих товаров, а 23% планируют выход на маркетплейсы.
«Мы видим, что малый бизнес всеми силами старается сохранить, либо стабилизировать свое положение после ввода санкций. Для многих компаний привычные каналы продаж и инструменты развития на российском рынке изменились. Данные нашего исследования показывают, что перед компаниями все еще открыто много возможностей, учитывая отсутствие e-commerce штаба у большинства опрошенных. Сейчас отмечаем повышенный интерес к образовательному направлению MAED по работе на маркетплейсах: более 51% всех обучающихся являются отечественными производителями. Поэтому мы считаем своей важной задачей давать возможность компаниям получить необходимые знания и продолжим предоставлять широкую базу резюме тех специалистов, которые прошли качественное обучение и получили практический опыт», — отметил Андрей Гавриков, основатель онлайн-академии маркетинга MAED и маркетинговой группы Completo.
Большинство (70%) уже присутствующих на маркетплейсах производителей реализуют продукцию сразу на нескольких площадках. Это может говорить о том, что фирмы успешно работают с этими каналами, а также масштабируются территориально и увеличивают объемы продаж. Так, 40% респондентов получали от 60% до 100% выручки именно от работы с маркетплейсами. В то же время 29% опрошенных отметили, что не получают желаемой прибыли. Бизнес на маркетплейсах жалуется на высокий уровень конкуренции (28% опрошенных), сложности с поиском квалифицированного сотрудника (18% опрошенных) и недостаток знаний о площадках (9% опрошенных).
«Тенденция такова — все больше производителей принимают решение самостоятельно реализовывать свой товар через маркетплейсы, а не доверять это дистрибьюторам. Чтобы зарабатывать на маркетплейсах наценка на товар должна быть минимум х3. Затраты на комиссию и логистику маркетплейса съедают большую часть наценки. Плюс приходится конкурировать с товарами из Китая. Производители заинтересованы держать привлекательные цены на свои товары, не обременяя их дополнительной наценкой оптовиков. Рынок e-commerce быстро растет и лишает офлайн-точки своих покупателей. Сейчас рынок претерпевает изменения, которые касаются каждого, и мы хотим помочь в поиске верных решений для развития бизнеса, в том числе с помощью подобных исследований», — подчеркнул Роман Цветков, генеральный директор Completo.
К таким выводам пришли аналитики Академии MAED, Модульбанк и агентства Completo, опросив за одну неделю сентября 2022 года около двухсот отечественных производителей продовольственных товаров, химической промышленности, мебели и товаров для дома, бытовой техники и электроники, лекарств и медицинских изделий, одежды и обуви, стройматериалов и инструментов, а также транспорта и автозапчастей. Результаты были озвучены в рамках New Retail Forum.