Монополия госбанков убивает конкуренцию

Новости

Председатель правления Челябинвестбанка Сергей Бурцев, назвал причины, мешающие эффективно развиваться региональным банкам.

«Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Выглядит так, что все нормативные акты и законы пишутся исходя из их интересов или интересов государства, забывая о том, что в России есть еще и коммерческие банки», — отметил Бурцев.

Для региональных банков остро стоит проблема доступа к ресурсам и фондированию. Их часто не допускают к участию в госпрограммах по кредитованию, создают неоправданные требования при работе по выдаче гарантий. Бурцев отметил, что «при участии в конкурсах и государственных программах банк рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования можно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции».

Крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции. Особенно это касается навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита — перечислил основные признаки Бурцев. Он привел как пример систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, но крупные банки приходят фактически последними и не торопятся при этом включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка (раньше сроков, чего просит регулятор) и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными.

Также у региональных банков есть проблемы с взаимодействием с органами государственной власти.

Бурцев рассказал о наличии сложностей при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, при проверке паспортов, о внезапных отключениях банков от сервисов налоговой инспекции. Часто банкам могут не предоставлять техническую поддержку, не предоставляют стенды тестирования, не доводят важную информацию в период смены форматов отправки сообщений, с задержкой от двух недель до года могут заключать с банками соглашения. Но критика в адрес банков или штрафы могут появляться уже на следующий день в случае невыборки лимитов или невыполнения требований законодательства.

«Мы понимаем, что многим государственным организациям проще решить проблему с тремя крупными банками с госучастием, чем с остальными 300-ми», — отметил Бурцев.

Он обратил внимание на непропорциональность штрафов, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей (чаще от ЦБ – на 30 тысяч рублей), а средний банк может получить штраф от ИФНС на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой никто не пострадал.

Банкир привел пример со списком публичных должных лиц, для получения которого многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей (список нужен для выполнения требований законодательства о противодействии легализации). «Но даже миллион рублей для небольшого банка – это большая сумма», — отметил Бурцев.