Легализация граждан

Новости
Проводимый эксперимент в различных регионах России — это не первая попытка государства решить проблему самозанятых. Однако ранее предпринятые меры по легализации неформально занятых граждан через предоставление им налоговых каникул себя не оправдали, почти за 3 года только 4 600 человек подали соответствующие уведомления. При этом проблема неформальной занятости достаточно большая. По данным Росстата, в начале 2018 года в неформальном секторе трудилось 14,25 млн человек. Налог на профессиональный доход (НПД) может подойти для легализации широкого круга самозанятых граждан. Однако этот новый налоговый режим еще надо совершенствовать, в том числе продумать дополнительные стимулы для привлечения потенциальных плательщиков и исключить риски его неправомерного использования.

На конец 2019 года общее количество плательщиков НПД в четырех проверенных субъектах составило 391,84 тыс. человек, из них 90% – физические лица и 10% — индивидуальные предприниматели. Надо отметить, что 38% самозанятых до перехода на НПД о своих доходах не заявляли и никаких налогов не уплачивали. По итогам 2019 г. 70% плательщиков, впервые заявивших свои доходы, уплатили НПД в сумме 420,2 млн руб. Это, наверное, и есть чистый эффект от легализации. 

Если говорить в целом о бюджетном эффекте, то общая сумма дохода, заявленного в 2019 году самозанятыми в проверенных регионах, составила 44 млрд рублей, а объем уплаченного по нему НПД – 1,11 млрд рублей. При этом по сравнению с 2018 годом отмечено снижение заявленного дохода у индивидуальных предпринимателей, перешедших на НПД с упрощенной системы налогообложения (на 19%) и снижение в ряде регионов уплаченного налога у ИП, ранее применявших ЕНВД и патент (в 7 раз).

Переход на новый налоговый режим также отразился на доходах внебюджетных фондов. Здесь отмечается разнонаправленная динамика. Если по ПФР и ФСС видны выпадающие доходы внебюджетных фондов в общей сумме примерно на 1 млрд 900 млн рублей за счет как раз перехода индивидуальных предпринимателей на НПД, то по ФОМС, напротив, отмечен прирост в 1 млрд рублей с небольшим, но это приведенные показатели.

В этом году география эксперимента постепенно охватила всю страну. К ноябрю 2020 года численность плательщиков достигла 1 млн 287 тысяч человек. В то же время есть риски злоупотребления новым режимом, учитывая выгодную ставку налогообложения (4% — на доходы физлиц и 6% — на доходы юрлиц или ИП). Так как режим по своей сути является более благоприятным, конечно, существует риск злоупотреблений. Например, перевод работников на режим НПД с использованием вновь зарегистрированных организаций в целях минимизации сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

При этом налоговые органы на постоянной основе проводят мероприятия по мониторингу функционирования специального налогового режима НПД. Специальная контрольно-аналитическая подсистема анализирует несколько десятков параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации, что позволяет применять риск-ориентированный подход в реальном времени.

По мнению аналитиков, чтобы свести к минимуму такие риски и объективно оценить эффект эксперимента, нужно продолжить мониторинг и анализ применения НПД во всех регионах. В частности, рекомендовать Правительству установить промежуточные этапы проведения эксперимента, взяв за ориентир трехлетний срок с начала его внедрения на всей территории России.

Кроме того, нужно сделать новый налоговый режим более привлекательным для самозанятых.  Например вести специальный коэффициент-дефлятор при определения верхнего предела суммы доходов для плательщиков НПД. Это позволит, с одной стороны, учитывать инфляционные процессы при применении режима НПД, а с другой – сделает указанный режим привлекательным для большого круга лиц.  Федеральная налоговая служба полностью поддерживает эти идеи.