Владимир ЧУБАРЬ: Основной ориентир бизнеса – благополучие населения!

Новости

Мир стремительно меняется. Появляются новые тренды, новые технологии, новые социальные нормы. Это вынуждает бизнес реагировать на изменения, на внешние факторы и желания общества. 2020 год показал, как сильно глобальный мир зависит от социальных потрясений. Один из современных трендов —  ESG политика, которая ставит экологическое, социальное и корпоративное управление во главу угла при оценке корпорации инвесторами. Триллионы долларов управляются именно с учетом принципа ESG, и эта цифра постоянно растет.

Накануне 13-го Евразийского Экономического форума в Вероне, председатель правления «МКБ» (Московский кредитный банк) Владимир Чубарь рассказал главному редактору РИА «Банки и Финансы» о стандартах ESG и коронакризисе.

«МКБ» финансирует компании нефтегазового сектора, деятельность которых сопряжена с вредными выбросами. При этом банк придерживается ESG-политики, включающей в себя особое внимание к защите окружающей среды. Как это сочетается?
— «Зеленая экономика» становится частью развития большинства крупнейших компаний, в том числе и нефтегазового сектора, который внедряет технологии рационального использования недр и производства «чистой» энергии. А долгосрочные стратегии мировых и российских компаний подразумевают не только вклад в развитие территорий, где работают предприятия, но и отдельные стратегии в области сохранения экологии. Компания «BP» взяла на себя обязательства к 2030 году сократить нефтегазодобычу на 40%. Компания также планирует осуществить ряд мер, направленных на достижение целей углеродонейтральности, в том числе путем увеличения инвестиций в низкоуглеродные технологии в 10 раз. При этом компания рассчитывает направить существенный объем вложений в возобновляемые источники энергии и получить 10% доли рынка в водородном сегменте, увеличив бизнес на биотопливе, тем самым произойдет постепенное перепрофилирование компании. Указанные обязательства и цели, которые ставит перед собой один из крупнейших игроков нефтегазового сектора, говорят о существенных изменениях, которые последуют во всем нефтегазовом сегменте. Сейчас помимо участия в разработке российских стандартов ESG мы разрабатываем принципы климатического риск-менеджмента. События текущего года показали хрупкость нашего мира и то, что принципы «зеленого» движения и ответственного потребления должны быть имплементированы в большее количество бизнес-задач.

Коронакризис ударил по финансовому сектору России. Выживут сильнейшие?
— К текущему году банковская система России значительно укрепилась, это позволило 2020 год пережить в целом менее болезненно, чем 2014-й. Стоит подчеркнуть, что причиной текущего снижения экономической активности не являлся финансовый сектор, что отличает текущий кризис от предыдущих. Этот год уникален еще и потому, что ориентиры мирового развития обсуждают не экономисты, как было ранее, а врачи. Безусловно, влияние внешних отрицательных факторов на банки еще будет увеличиваться, возрастет кредитный риск, особенно в наиболее пострадавших секторах экономики. Весной в разгар пандемии оборот МСБ в России, упал вдвое, а это тот самый сегмент экономики, который обеспечивает банкам диверсификацию рисков. Хуже всего, что пандемия и последовавшие ограничительные меры разорвали многие «пищевые цепочки» бизнеса, кризис сильно задел тех, кто не был даже формально отнесен к пострадавшим отраслям. По нашим данным к лету закрылись 11% продуктовых магазинов, 24% кафе, 27% точек фастфуда, 18% салонов красоты, 40% магазинов одежды и мебели, 28% точек по продаже цветов, 25% обувных магазинов и 17% магазинов косметики. Сокращения мы наблюдали по всем отраслям. Точные потери еще предстоит посчитать, пока рано делать какие-то выводы, в правительственный перечень пострадавших постоянно добавляются новые сектора, в сентябре, например, в список попала деятельность музеев и зоопарков.

Как вы оцениваете действия правительства в условиях пандемии?
— Реакция экономических властей России была адекватна и оперативна, она позволила сгладить риски ликвидности и рыночные риски. Всемирный банк даже поставил под сомнение политику российского правительства по поддержке МСП, посчитав ее чрезмерной. На мой взгляд, беспрецедентные меры господдержки наиболее пострадавших отраслей, предприятий и граждан оказали положительное влияние. Банки здесь не остались в стороне. МКБ принимал участие в разработке перечня системообразующих предприятий, которым в первую очередь требовалась поддержка, мы реализовали собственные программы поддержки заемщиков — физических лиц, которые действуют и сейчас. МКБ является активным участником государственной программы кредитования системообразующих предприятий на пополнение оборотных средств по льготной ставке. Мы стараемся оказывать и информационную поддержку, например, запустили специальный портал для МСБ, который агрегирует и разъясняет все действующие льготные программы для бизнеса. Банкам придется пересмотреть риск-аппетиты. Кроме того, растет конкуренция на рынке ценных бумаг, с начала года выходило много заемщиков с корпоративными облигациями.

Каковы в этой ситуации Ваши прогнозы?
— Итоги подводить пока рано —  ситуация в мире ещё нестабильна, сценарий дальнейшего развития событий напрямую зависит от социальных факторов – ждут ли нас еще (и в какой форме) ограничительные меры, как быстро пройдет вакцинация населения. 2020 год безусловно изменит финансовый рынок. Мы уже видим, что меняются внутренние процессы, стандарты, технологии в банках – от роста значения дистанционных каналов до формата удаленной работы.

— Основной лейтмотив форума в Вероне – 75-ти летие Победы. Что для вас лично значит этот праздник?
— Моя огромная благодарность организаторам 13-го Евразийского Экономического форума в Вероне, отметить памятными мероприятиями 75-ти летие Великой Победы. Я отношусь к поколению, которое имело возможность услышать о войне от её героев. Очень врезалось в память то, как молчаливо отмечал День Победы мой дедушка, «Деда Юра», как я его называл. Помню, как в 8-м классе, было задание по литературе написать краткий очерк о родственниках, которых коснулась Война. Мы с мамой решили сделать это в форме стихов и назвали стихотворение просто и незатейливо «Мой дед». Но в этом названии для меня была какая-то сумасшедшая буря эмоций. К сожалению, в 1993-м году в борьбе с раком деду не удалось одержать главную победу в своей жизни…

В этом смысле неудивительно, что с развитием технологий, делающих нашу жизнь комфортнее, человечество забывает о будущем. Сегодня, в такой тяжелый год, особенно важно говорить об испытаниях, через которые прошли наши предки.

Беседовал Иван Воронцов
Автор благодарит пресс-службу «МКБ» за помощь в подготовке материала