Онлайн образование в наши дни – что изменилось?

Новости

Совсем еще недавно не утихали споры, какой формат обучения лучше – онлайн или очный. Очные тренеры в один голос заявляли, что только очно можно чему-то кого-то научить и точка. Как можно онлайн наладить эффективное командное взаимодействие, отработать упражнения, проконтролировать участников, да и вообще очный тренинг (урок, мастер-класс и т.д.) ограничен количеством участников, где в идеале не должно быть больше 15 человек. Все говорили, что качество онлайн взаимодействия низкое и годится разве только для информирования.

Сейчас же, когда весь Мир вынужден уйти в виртуальное пространство, самые ярые противники онлайн бодро проводят вебинары и уже не вспоминают свои слова, что они никогда не будут проводить тренинги онлайн, записывать видео-материалы, сопровождать группы.

Почему так?

Ответ прост. Нет смысла спорить об инструментарии, когда все дело в методике обучения. Если нет понимания, как строится обучающая программа в принципе – не важно, для мастер-класса, урока, тренинга или электронного курса, то и формат не поможет. В настоящее время почти все очные мероприятия можно перенести в онлайн формат.

Исключение составляют только навыки, где важны тактильные ощущения. Например, варить суп или испечь пирог, изучая ютуб-канал можно, повторяя все за ведущим – шаг за шагом. А научиться варить метал – нет, потому что нужно уметь использовать газосварочный аппарат, чувствовать его в руках, нажимать на кнопки и т.д.

В остальном онлайн образование не уступает очному формату, а даже превосходит, при условии выполнения основных условия подготовки и проведения онлайн обучения:

  1. Техническое оснащение преподавателя и обучаемых;
  2. Методическая проработка программы обучения, включающая в себя не только контент, но и методику проведения вебинара, взаимодействие с обучающимися в процессе вебинара, взаимодействие с обучающимися между вебинарами;
  3. Наличие специализированных программ под все нужды преподавателя (интерактивные доски, разделение одного пространства на комнаты, чаты, пространства для совместного использования, видео для всех участников, возможность показать свой экран, видео-запись и т.д.);
  4. Инструменты контроля (тестирование, опросы, передача прав экрана, выгрузка отчетности и т.д.).

Если же использовать в обучении не только вебинарные, но и слайдовые курсы, видео-курсы, другие форматы классического онлайн обучения в грамотном построении программ обучения, сочетая теоретическую часть, практическую и самостоятельную, то мы видим более мощный инструмент, чем классический очный формат, который имеет ограничение физического и временного пространства, когда пытаются в очные часы приходится выбирать между теорией и практической отработкой. При этом, сами тренеры соглашаются, что ни один тренинг не может научить кого-то чему-то за 8-10 часа (день, два, три, соответственно не меньше).

В онлайн же формате можно реализовать последний тренд образования – экшнленинг, или обучение через реальный опыт, где в методическом цикле обучающей программы тут же приобретается реальный опыт. Каким образом?

Цикл обучения строится в сочетании:

  • контентная часть и практическая часть в вебинарах, где треть времени выделяется на смысловую часть, а две трети на практическую отработку полученной информации через взаимодействие с участниками в различных учебных групповых и личных активностях;
  • выполнение домашних заданий между вебинарами на закрепление полученной информации;
  • проектная групповая работа на реальных кейсах из рабочих актуальных релевантных задач.

Таким образом, обучаемые получают не только знания и навыки, но и решенные рабочие задачи. Все дело в Практике!

Пример проведения занятия

Отличным примером всего вышеперечисленного является Образовательный центр «В ПРАКТИКЕ», который работает уже более пяти лет в данном формате, и предлагает широкий выбор учебных программ по направлениям:

Вы можете выбрать предлагаемые нами стандартные программы обучения, а также заказать уникальную учебную программу с любым ассортиментом курсов.

Преподаватель находится в постоянной связи с Вами учит, объясняет, проверяет задания в режиме реального времени. Все это позволяет Вам полностью ощутить атмосферу очного обучения. Значительным бонусом является умение работать виртуально с командой, где каждый из участников получает свою роль, ответственность, а результат обучения зависит от каждого и всей команды. К завершению обучения формируется навык взаимодействия с коллегами и развитая компетенция ответственности. И так как задача не учебная, а реальная, то и вопрос мотивации закрывается соответственно.

В онлайн формате люди получают обратную связь, практически мгновенно, в отличие от очного формата. Делается больше и с большим количеством людей. Информация сохраняется в онлайн-ресурсах (чаты общения, базы данных, сетевых папках и т.д.). Многие наработки продолжают жить и после завершения обучения. Люди начинают «жить» виртуально.

Что уж говорить про такие навыки, как переговоры, мозговые штурмы, искусство проведения совещания и т.д. – все это реализуемо. Даже конференции мы научились проводить с максимальным уровнем интерактивности с посетителями.

Единственное, что остается – это трудоемкость. Как бы нам не казалось, что онлайн – просто и дешевле, это в большинстве случаев не так. Преподавателю нужно гораздо сильнее готовиться к проведению вебинаров, продумывать каждую минуту своего выступления и активности обучаемых, использовать множество онлайн-инструментов, которыми нужно уметь быстро и грамотно пользоваться. Чаще всего, кроме преподавателя нужна поддержка в виде технического специалиста и ассистента или модератора, кто бы помогал взаимодействовать с обучаемыми в чате и переписке.

Да, в долгосрочной перспективе онлайн образование удешевляет очное обучение путем отказа от командировочных и транспортных расходов, но на старте потребуются финансовые вложения и на техническое оснащение, и на подготовку преподавательского состава. Тем не менее, уже сейчас становится понятно, что к прежней парадигме, где очное обучение сохраняет статус кво в личностном обучении, мы не вернемся.