Картина платежного поведения клиентов стремительно меняется с момента подключения к СБП. Аналитики отметили динамичный переток клиентов в СБП. С июля по декабрь заметно снизилась доля классических переводов между клиентами (с2с-переводов). В августе доля упала до 57,16% относительно общего оборота, тогда как еще в июле была 80,18%. В октябре же общая сумма переводов между клиентами через СБП и вовсе превысила сумму классических c2c-операций на 3,72%. При этом средний чек у традиционного c2c-перевода ниже и составляет 7 544 руб., тогда как у c2c через СБП он 11 710 руб.
Интересный факт: из тех, кто сегодня пополняет счета через СБП 70,5% ранее не использовали для этого классические с2с-переводы, а в основном пополняли их с помощью наличных через банкоматы.
Прирост клиентов в СБП, летом и осенью проходил скачкообразно, по мере проявления интереса населения к новой услуге. Так, спустя месяц после запуска c2c-переводов через СБП, аналитиками был отмечен первый большой всплеск прироста клиентов – на 123,83%. Далее, после небольшого спада прироста в сентябре (13,88%), в октябре СБП, судя по всему, решили опробовать более консервативные клиенты, до этого пристально наблюдавшие за развитием нового сервиса. Прирост СБП-клиентов в октябре составил 36,23%, а количество операций и вовсе выросло на 43,82% по сравнению с сентябрем.
Кстати, женщины не так активны в освоении нового сервиса, как мужчины. Причем независимо от появления СБП, они все равно больше мужчин предпочитали и предпочитают классические c2c-переводы в Мобильном банке. Женщин в традиционных c2c-переводах на 12,5% больше, чем мужчин. Представители сильного пола в принципе быстрее осваивают новую технологию – мужчин на 14,62% больше, чем женщин. В процессе освоения населением СБП интересным образом меняется картина платежного поведения у двух категорий клиентов: тех, кто ранее предпочитал привычные c2c-переводы и клиентов, которые вовсе не пользовались ими.
28,45% клиентов, которые предпочитали классические c2c, перешли на мгновенные c2c-переводы через СБП. К новым технологиям традиционно повышен интерес у наиболее финансово активных клиентов возраста 30-39 лет. Представителей этой возрастной категории больше всего среди пользователей СБП, ранее отдававших предпочтение традиционным переводам между клиентами 48,92%. На втором месте – восприимчивые к инновациям клиенты 20-29 лет (32,87%), на третьем – 40-49 лет (13,68%). На остальных клиентов пришлось 4,52%.
Иным образом выглядит характер освоения СБП клиентами, которые ранее не пользовались обычными c2c-переводами. Это, судя по всему, более консервативный слой – так, к примеру, до перехода в СБП 60,71% из них предпочитали классическую выдачу наличных через банкоматы и кассы. На первом месте традиционные лидеры – клиенты 30-39 лет (37,57%), второе место разделили клиенты 40-49 лет (21,69%) и 20-29 лет (21,11%). На третьем месте – клиенты 50+ (19,13%). У представителей остальных возрастов лишь 0,50%.