Терминал не работает или мошенничество торговых точек

Новости

Посетитель может заметить обнал по чекам. В ресторанах, которые так зарабатывают, клиенту выносят не настоящий фискальный чек, а пречек. Отличить их можно по QR-коду, у настоящего чека он должен быть. Когда вы уйдете, персонал отменит ваш заказ и заберет себе наличные.

Ресторан подписал контракт с банком и платит ему за операции по картам немаленький процент. В среднем — не менее 1,5-2% с безналичного оборота. Поэтому владельцы и стараются сократить число операций. К примеру, официанты, повара и другие сотрудники часто получают зарплату наличкой в конвертах. Соответственно, владельцы заведения не платят отчисления с зарплат. Сеть «Корчма Тарас Бульба» за два года «сэкономила» на налогах 22 млн рублей, ведя двойную бухгалтерию и занижая доходы. Еще кэш нужен рестораторам для закупки продуктов на рынках. Карты там не принимают, а наличка и так постоянно в дефиците. Где ее взять? У посетителей, конечно. На оплате наличными рестораны могут заработать до миллиона рублей. Заведение накапливает наличные и сбывает их так называемым обнальщикам. И получает немаленькую комиссию, до 10% от суммы.

По закону в кафе/ресторане у вас обязаны принять карту платежной системы. Об этом говорится в статье 16.1 закона «О защите прав потребителей»: «Продавец, у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей, обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя». Оборот в 40 млн рублей есть не у каждого ресторана, но у крупных сетей — точно. Наверняка вы видели на дверях ресторанов приклеенные значки Visa и MasterCard. Если при входе нанесены стикеры платежных систем, техническая возможность приема карт существует. В таком кафе у вас должны принять карту, если терминал есть и он исправен. Но на практике все иначе. Посетителям торжественно и печально сообщают: терминал сегодня не работает «по техническим причинам». А иногда — «разрядился» или «нет связи с банком». Такое происходит во многих популярных заведениях. Но бороться можно и даже нужно.

Несмотря на заверения официантов, можно настойчиво попросить принести терминал. Если персонал отказывается, то сообщите, что хотите проверить устройство и зафиксировать отказ для жалобы в Роспотребнадзор. А для этого нужно снять сломанный терминал на видео. После этого, скорее всего, вы увидите работающий терминал. Но лучше сами вставляйте карту в прорезь. Иногда хитрые менеджеры вставляют ее не до конца, чтобы имитировать поломку устройства. Вам приносят счет, рассказывают сказку про умерший терминал. А вы в ответ рассказываете свою сказку про вашу кредитную карту, с которой снимать деньги будет дороговато. За снятие налички с кредиток банки обычно берут ощутимый процент. Не очень логично тратить 500 рублей на проценты и комиссию, если счет у вас на одну-две тысячи. Вполне возможно, официант/менеджер войдет в ваше положение и терминал «оживет».  Если терминал действительно «умер» и вы лично в этом убедились, а в банкомат идти неохота, то можно перевести деньги менеджеру через «Сбербанк Онлайн». Или любой другой удобный банк. Это дело пары минут. Чтобы деньги потом попали в кассу заведения, обязательно попросите итоговый чек с QR-кодом (если вдруг его не дали). Тогда менеджер точно доложит в кассу деньги из своего кармана.

Если ресторан все время не принимает карты имеет смысл жаловаться на хитрых рестораторов в Роспотребнадзор. Для этого вам нужно записать одно-единственное видео: на котором видно неработающий терминал и слышно отказ работников кафе принять к оплате карту. Для этого нужно переспросить менеджера: «Я действительно не могу оплатить заказ картой?». Еще можно сфотографировать значки платежных систем, если стикер приклеен на входе. Уже дома нужно зайти на сайт Роспотребнадзора и написать обращение со всеми деталями: названием и адресом заведения, датой посещения, своими данными. Конечно же, нужно изложить суть произошедшего. Прикрепляете ко всему этому видео, фото. И отправляете. После обращения Роспотребнадзор должен провести проверку: направить в кафе инспекторов и выяснить, работает ли терминал. Если нарушения всплывут, то хозяевам грозит штраф до 50 тысяч рублей.