Мисселинг в банках будут выявлять с помощью контрольных закупок

Новости

В АРБ прошла Открытая дискуссия «Мисселинг: как противостоять недобросовестным практикам продаж». Дискуссию провел президент АРБ Гарегин Тосунян.
В ходе дискуссии обсуждался Стандарт оказания услуг кредитными организациями- действующими в качестве представителей некредитных финансовых организаций (НФО)

Стандарт был принят в начале 2019 года и направлен на предупреждение недобросовестной практики продаж финансовых продуктов и услуг без предоставления полной, прозрачной и ясной информации об условиях и стоимости той или иной услуги или продукта, о сопутствующих им рисках (мисселинга).

Цели, которые были поставлены с введением Стандарта:

  • предупреждение мисселинга и иных недобросовестных практик взаимодействия кредитных организаций с получателями финансовых услуг и (или) продуктов (мисселинга);
  • повышение качества финансовых услуг (продуктов), реализуемых некредитными финансовыми организациями (далее — НФО) через кредитные организации;
  • обеспечение информационной открытости финансового рынка в Российской Федерации, а также повышение уровня финансовой грамотности и информированности получателей услуг о деятельности кредитных организаций и содержании финансовых услуг (продуктов);
  • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов получателей финансовых услуг НФО, реализуемых кредитными организациями; — повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка;
  • формирование и поддержание положительного имиджа кредитных организаций среди участников финансового рынка, обеспечение доверия населения к банковской системе Российской Федерации и экономической безопасности России

Остро обсуждался вопрос о контроле за исполнением Стандарта банками. Среди методов контроля были названы тайные закупки и обзвон клиентов после получения услуг в банке.  Кто в итоге будет совершать обзвон этих клиентов, как это будет возможно реализовать с использованием сторонними организациями персональных данных клиентов этих банков и исполнением 152 –ФЗ, остается ключевыми проблемными зонами в данном вопросе. Оставлять данный вопрос в компетенции самих банков представляется сомнительным, так как для контроля за исполнением данного Стандарта, скорее всего, банки будут вынуждены создавать дополнительные подразделения в своих структурах или расширять штат сотрудников колл-центров. А все это, в свою очередь, несет очевидные затраты. И каков будет уровень данного внутреннего контроля, так же нет понимания ни у банков, присоединившихся к исполнению Стандарта, ни у тех, кто пока наблюдает за внедрением данного Станадарта.

автор Елена Дробах, экономический обозреватель стран СНГ