Расходы по картам иностранцев в России. Итоги 2020

Новости
Локдаун ожидаемо привел к падению туристического потока и трат по картам в сегментах, популярных у путешественников. Но статистика показывает, что экспаты, оставшиеся в России, увеличили траты по иностранным картам в традиционных для себя категориях.

В целом сумма операций по иностранным картам в 2020 году снизилась на 23% относительно 2019 года. Интересно, как в прошлом году происходили падения и всплески трат иностранцев в зависимости от ситуации с COVID-19. На фоне постепенного введения ограничительных мер в феврале 2020 года произошло резкое снижение общей суммы операций по иностранным картам. Так, относительно января этот показатель уменьшился на 54%. Летом же, напротив, на фоне снятия ограничений и спада первой волны коронавируса, начался резкий рост общей суммы операций картам, выпущенным зарубежными банками. В июне 2020 она увеличилась на 55% относительно мая.

Так как Китай раньше других стран столкнулся с коронавирусом, то и динамика трат по месяцам немного отличается в сервисах AliPay и WeChat Pay. Статистика показывает, что в России снижение оборотов по китайским платежным системам наблюдалось уже с декабря 2019 года по февраль 2020. А в марте и апреле 2020 наблюдался рост операций с последующим спадом до января 2021.

В минувшем году (по сравнению с 2019 годом) наибольший спад по оборотам иностранных карт был отмечен в сегментах, которые больше всего пострадали из-за сокращения туристического потока. Топ-5 таких категорий выглядит следующим образом:

1. Магазины подарков и сувениров;
2. Гостиницы;
3. Турагенства;
4. Рестораны и кафе;
5. Ювелирные магазины.

Интересно, что иностранцы, которые работают и живут в России, значительно увеличили траты в привычных для себя сегментах. Вероятно, это связано со снизившейся мобильностью из-за пандемии, которая вынудила их сократить выезды из страны, а, наоборот, больше времени проводить в России.

Так, в 2020 году рост оборотов по картам, выпущенным зарубежными банками, по данным эквайринговой сети Банка Русский Стандарт, наблюдается в следующих категориях:

1. Финансовые сервисы (включая инвестиции в ценные бумаги, пополнение брокерских счетов и т.п.) – рост в более чем 100 раз;
2. Розничные магазины – в 58 раз;
3. Магазины детских товаров и одежды – в 10 раз;
4. Магазины электроники – в 4 раза;
5. Онлайн-сервисы (обучение, фитнес, тренинги, развлекательный контент и т.п.) – в 4 раза.

А в сервисах AliPay и WeChat Pay, которыми пользуются жители Поднебесной, при оплате покупок в России, основными категориями трат в 2020 году стали:

1. Парфюмерия, товары для здоровья и красоты;
2. Универмаги;
3. Одежда и аксессуары (включая сегмент «мужская и женская одежда»);
4. Бакалейные магазины и супермаркеты.

Бессменными лидерами по тратам, как в сервисах AliPay и WeChat Pay, так и по иностранным картам, в 2020 году оставались Москва и Санкт-Петербург.

Методология: в рамках исследования Банк Русский Стандарт изучил обезличенные данные за 2020 и 2019 годы о динамике операций по картам, выпущенным иностранными банками, а также в системах AliPay и WeChat Pay в своей эквайринговой сети. Были проанализированы: количество транзакций, средний чек и сумма операций в наиболее востребованных сегментах с учетом географии проведения платежей.