Рейтинговое агентство «Эксперт РА» публикует исследование «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии».
Согласно исследованию, за 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16 против 49% годом ранее.
«Ключевую поддержку рынку за 9 месяцев 2018 года оказали ж/д сегмент и автолизинг, доля которых составила 62% в объеме нового бизнеса, — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА». Ж/д сегмент вырос на 120% вследствие крупных сделок лидеров рынка. Интенсивный рост объемов крупнейших лизингодателей привел к росту доли крупного бизнеса среди лизингополучателей до 56 против 49% годом ранее. Несмотря на снижение доли МСБ, в абсолютном выражении розница выросла на 28%, что во многом обусловлено динамикой автолизинга. Автосегмент, несмотря на снижение объема госсубсидий, продолжил расти вследствие общего роста автопродаж».
Лизинговый портфель на 01.10.2018 достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей, однако рост во многом обусловлен активностью госкомпаний и ростом проблемных активов. По оценке агентства «Эксперт РА», совокупный лизинговый портфель стагнирует без учета крупнейших лизингодателей и переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям. Доля лидера рынка в лизинговом портфеле увеличилась до 22 против 14% годом ранее, а без учета 4 крупнейших госкомпаний – ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» – прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%.
По мнению аналитиков, низкие темпы роста экономики существенно ограничат инвестиционную активность бизнеса, что на фоне усиления регулятивного надзора за кредитными организациями приведет к уходу небольших кэптивных лизинговых компаний. Кроме того, ожидаемые в 2019 году сделки M&A приведут к усилению концентрации рынка на крупных игроках, прежде всего госкомпаниях. Так, за январь – сентябрь 2018 года доля топ-3 на рынке выросла до 46 против 37% годом ранее. В 2019 году данный тренд сохранится, что, по оценкам агентства, приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний – с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 года. Лизинговый рынок будет все больше зависеть от политики государственных структур, а его роль в качестве объективного индикатора состояния экономики продолжит снижаться.
По прогнозам «Эксперт РА», в 2019 году темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 20% по мере затухания темпов роста в автолизинге и других розничных сегментах. Поддержку рынку по-прежнему окажут транспортные сегменты, при этом наибольшие темпы прироста (до 50%) способен показать ж/д сегмент вследствие увеличения объема экспортных перевозок и, как следствие, повышенного спроса на подвижной состав. Сохраняющиеся потребности в обновлении автопарков (средний возраст легкового автомобиля в 2017 году превысил 13 лет) поддержат потенциал роста автолизинга, который покажет рост на 8%, а в случае увеличения объемов господдержки темп роста сегмента составит до 15%.