В рамках второго дня участники XIX Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности обсудили наиболее острые вопросы саморегулирования
Получилось ли у рынка выстроить институт ответственного саморегулирования или «коронакризис» сломал и эти планы? Позволит ли регулятор выйти саморегулируемым организациям из конфликта надзорной среды?
Об этом участники XIX Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: тест на жизнь положительный» подискутировали в ходе второго дня работы Конференции.
Модератором Пленарного заседания, организованного Межрегиональной ассоциацией сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов ЛАД, выступил Игорь Багинский, ВРИО директора СРО «ЛАД».
«Саморегулирование на рынке некредитных финансовых организаций — одна из ключевых тем сегодня. Саморегулирование многогранно. Крайне важной на текущий момент также является тема, связанная с осуществлением контроля деятельности саморегулируемых организаций. В этом вопросе СРО ведет активное взаимодействие с регулятором – формирует правила, подходы. Банк России анализирует, как развивается рынок, меняет свою позицию в отношении взаимодействия с НФО», — отметил в своем приветственном слове И.Багинский.
В работе Пленарного заседания приняли участие:
-
Сергей Баландин, начальник отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России
-
Эльман Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР»
-
Юрий Мариничев, член совета Ассоциации кредитных потребительских кооперативов «Гардарика»
-
Александр Норов, председатель Совета Союза СРО «НОКК»
-
Елена Стратьева, директор СРО «МиР»
-
Александр Соломкин, директор СРО КПК «Кооперативные финансы»
«Действительно, тема саморегулирования в последние несколько лет находится в фокусе внимания. Все происходящие изменения направлены исключительно на развитие финансового рынка», — отметил Сергей Баландин. В ходе своего выступления представитель регулятора подчеркнул важность принятия 196-ФЗ, подробно рассказал о наиболее значимых реалиях, которые ожидают рынок и поделился перспективами развития контрольной среды СРО.
В своем выступлении Юрий Мариничев озвучил три основных тезиса: «1. Развитие финансового рынка – это не только развитие саморегулирования. Саморегулирование – один из элементов развития финансового рынка. 2. Развитие саморегулирования – не только развитие контрольных функций, это более широкое понятие. 3. Развитие рынка кредитной кооперации является еще более сложным процессом, так как кредитные кооперативы – это объединение не денег, а людей». «У нас очень простой KPI. Если количество людей, вовлеченных в кредитную кооперацию, растет, значит рынок развивается. Если количество людей сокращается, значит рынок деградирует», — подчеркнул спикер. Юрий Мариничев выразил обеспокоенность тем, что по мере развития института саморегулирования наблюдается сокращение количества участников рынка и перегруз непроизводственных затрат. «Необходимо радикальное упрощение деятельности кредитных кооперативов, и идти здесь можно двумя путями: 1. Либерализация, 2. Унификация», — поделился своей позицией спикер.
Отвечая на вопрос И.Багинского о принципах и отношении СРО МФО к нарастающему усилению контрольно-надзорной деятельности, Эльман Мехтиев отметил, что в настоящее время настало время снова «сесть за стол переговоров» всем сторонам – Банку России, саморегулируемым организациям и участникам рынка, чтобы саморегулирование не стало «самоконтролем». «Обозначение necessary evil в отношении института саморегулирования придумали не Елена Стратьева, и не я. Эта фраза прозвучала впервые на одой из рабочих встреч с МФО. Причем произнесена она была представителем достаточно крупной передовой компании. Она — четкое отражение позиции рынка. «Раз закон обязывает нас платить, и мы готовы, то помимо контроля должен быть и пряник». Должно быть развитие. «…» Мне кажется, нам нужна большая дискуссия о принципах регулирования и тогда уже можно будет говорить о принципах саморегулирования. И тогда можно будет уже говорить о том, где должен быть надзор и, главное чей, потому что, в противном случае, у нас всё превращается даже не в надзор, а в тотальный контроль», — отметил Э.Мехтиев.
«С момента увеличения регуляторной нагрузки у руководителя и сотрудников КПК остается очень мало времени на развитие, большая часть времени уходит на взаимодействие по контролю, контрольным мероприятиям, подготовке соответствующих материалов – ответов на письма — запросы регулятора», — рассказал Александр Норов. Спикер поделился итогами опроса кооперативов, проведенного в рамках деятельности СРО «НОКК» в условиях пандемии и дистанционной работы сотрудников за 10 месяцев, отметив, что многие запросы, приходящие в КПК из Центрального аппарата ЦБ РФ и Территориальных учреждений ЦБ РФ, могли быть решены на уровне СРО. «Мы хотим обратить внимание Банка России на возможность сузить принцип взаимодействия кооперативов с регулятором на «одно окно». Необходимо выработать такой механизм взаимодействия, чтобы надзорные функции не проходили мимо СРО, были снижены временнЫе затраты на «бумажную» работу, проводимую и кооперативами, и СРО», — особо подчеркнул А.Норов.
В своем выступлении Елена Стратьева затронула не только вопросы идеологии построения саморегулирования, но и связанные с ними конкретные прикладные проблемы. Акцент был сделан на принципах формирования и исполнения бюджета, предложенных СРО МФО Банком России. «Есть Указание Банка России о методике формирования сметы СРО, в которой достаточно подробно перечислены функции для отражения. Десять из них «названные»: ведение реестра, деятельность контрольного отдела, дисциплинарного комитета, проведение собрания и т.д. И есть одна строчка «иное». Поделюсь нашим опытом. Сейчас у нас, как и у многих идет формирование бюджета. И на уровне формирования, и на уровне исполнения у нас идет, не побоюсь этого слова, бойня за то, чтобы из этой строчки «иное» расходы перераспределить на все остальные функции. Потому что многое из того, что мы делаем — именно «там». Нет в первых 10 функциях ни одной, которая говорила бы о развитии, защите интересов членов, PR, GR. Поэтому, с учетом наличия функции развития рынка в законе, наверное. будет не лишним и в Указании Банка России предусмотреть, за счет каких ресурсов его реализовывать», — подчеркнула Е.Стратьева.
О том, что сейчас представляет собой саморегулируемая организация, какие базовые стандарты СРО действуют, каковы промежуточные итоги саморегулирования и ожидания рынка, на примере деятельности СРО КПК «Кооперативные финансы» рассказал в своем выступлении Александр Соломкин. Спикер особо отметил необходимость снижения регуляторной нагрузки на добросовестных участников рынка, не создающих угрозу нарушения прав потребителей финансовых услуг, поощрения добросовестных практик и содействия созданию новых кредитных кооперативов.
Подводя итоги Пленарного заседания, И.Багинский озвучил следующие тезисы, обозначенные спикерами в ходе дискуссии:
-
Необходимо установить границу, где заканчивается государственный надзор и начинается самостоятельная деятельность СРО
-
Необходимо исключить дублирование надзора Банка России в отношении малых участников микрофинансового рынка
-
Исключить дублирование контроля СРО за крупными участниками рынка
-
Сконцентрировать работу в двух СРО – на рынке КПК, трех СРО — на рынке СКПК, трех СРО — на рынке МФО
-
Осуществить переход к поддержке развивающих функций СРО и поощрению добросовестных участников рынка
Работу второго дня Конференции продолжили дискуссионные и учебные сессии.
Дискуссионная сессия «Основные направления развития финансового рынка», организованная Аналитическим центром «Форум» и Ассоциацией участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД», была посвящена обсуждению действующего стратегического документа Банка России — «Основные направления развития финансового рынка», который определяет цели и задачи по развитию финансового рынка на период 2019 −2021 годов, а также ключевым аспектам новых ОНРФР на период 2022-2024 гг.
Очень вдохновляющей и разносторонней получилась беседа о связях с общественностью на рынке МФИ — о внутренних и внешних коммуникациях, support, SMM при взыскании, вызовах 2021 года в рамках дискуссионной сессии «Качественные KPI: чего ждет бизнес от PR и маркетинга завтра?», организованной СРО «МиР».
-
Где найти и как расстаться с сотрудниками корректно?
-
Какие системы работы с персоналом, его подбора, развития и мотивации прошли проверку на прочность в период пандемии?
-
Какие изменения в требованиях к персоналу нас ждут в 2021 году?
Эти вопросы стали предметом обсуждения в ходе учебной сессии «ПЕРСОНАЛьная» ответственность: бизнес начинается с людей», организованной СРО «МиР».
-
Какими документами регулируется деятельность проверяющих?
-
Что показывает практика проверок МФО, КПК и ломбардов Главной инспекцией Банка России (ГИБР), прокуратурой и другими?
-
Как грамотно общаться с проверяющими?
-
Где раздел компетенции по проведению проверок между ГИБР, региональными управлениями Банка России, прокуратурой, ФССП?
-
Что может проверять саморегулируемая организация и как избежать дублирования проверок СРО и Банка России?
-
Есть ли смысл обжаловать решения проверяющих? Что говорит судебная практика: какие перспективы выиграть такие споры?
Эти вопросы были подробно рассмотрены на учебной сессии, организованной Российским Микрофинансовым Центром с участием Анны Байтеновой, советника по правовым вопросам НАУМИР.
Подробное описание дискуссионных и учебных сессий будет доступно в расширенном отчете по итогам Конференции в разделе ОТЧЕТЫ-20 на официальном сайте мероприятия
Следите за обновлениями!