На балансах банков на 1 октября 2020 года отражено 2,4 трлн рублей просроченной задолженности (кредиты, погашение по которым не осуществляется дольше 90 дней), следует из данных ЦБ РФ. В стране зарегистрировано и действует 3,5 млн юридических лиц разной формы собственности (ООО, НАО, ПАО и др.) и 3,9 млн индивидуальных предпринимателей. Таким образом, на каждом действующем юрлице и ИП страны потенциально лежит финансовое бремя проблемного состояния их контрагентов в размере 325277,5 рублей против 309619,8 рублей на начало года.
В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» минимальная сумма долга, из-за которой кредитор может подать заявление о банкротстве, установлена в размере 300000 рублей.
Формально каждое юрлицо и каждый предприниматель давно превысили сумму задолженности, продолжение неисполнения выплат по которой может привести к банкротству. Для подачи заявления о банкротстве кредитором, по просроченной задолженности должен быть вынесен судебный акт, и далее у кредитора возникает сложный вопрос, что в итоге он получит от банкротства контрагента, стоит ли игра свеч.
Лидером по приросту, в 3 раза, стал Чукотский автономный округ (средний размер просроченного долга достиг 41,5 тыс. рублей), в 2,2 раза — в Пензенской и Псковской областях (59,8 тыс. и 110 тыс. рублей, соответственно). Сократили среднюю проблемную нагрузку предприниматели Республики Татарстан (в 1,8 раза, до 156 тыс. рублей), Калмыкии и Мурманской области (1,7 раза, 122 тыс. и 51 тыс. рублей, соответственно).
В целом по банковской системе РФ официальный размер просроченной задолженности юрлиц с начала года вырос на 40 млрд рублей, то есть на 2% с января текущего года, до 6,4% от портфеля. Банкам выгоднее, чтобы бизнес восстановил свою платежеспособность, поэтому зачастую они идут навстречу заемщикам, реструктуризируя просроченные кредиты. Если это не помогает, следующий шаг – либо брать контроль над проблемным бизнесом, либо идти по пути банкротства. В условиях пандемии положение многих, особенно малых предприятий, ухудшилось, а в России не так много организаций, которые на деле (а не на бумаге) являются прибыльными. По нашим оценкам не менее трети действующих бизнес-единиц являются потенциальными банкротами.