ЮНЕСКО сообщает, что капитализация мировой культуры составляет 2,25 трлн долларов США. Всего в отрасли занято почти 30 млн человек. Согласно исследованию ЮНЕСКО и Международного совета музеев, более 10% музеев может никогда не открыться вновь после окончания пандемии. Учреждения культуры по всему миру понесли миллионные финансовые потери, а сотни тысяч артистов остались без работы и возможностей для творческого и профессионального развития.
Из-за пандемии Большой театр не получит от продажи билетов свыше 850 млн рублей запланированных доходов. На это повлияет отмена гастролей в Америке, Японии и в Европе. Суммарно театр не получит свыше миллиарда рублей, которые рассчитывал заработать в 2020 году.
В связи с прекращением выступлений канадский Cirque du Soleil оказался на грани банкротства. Отмечается, что цирку пришлось уволить около 3,5 тысяч сотрудников – 95% штата. В компании надеются снова нанять значительную часть уволенных сотрудников по мере возобновления деятельности.
Музей искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке оценил возможное общее сокращение выручки в 100 млн долларов США, а также анонсировал серьезные сокращения сотрудников. Как отмечает The New York Times, «не стоит забывать, что сфера культуры представляет из себя большой бизнес, живущий по рыночным законам».
Во Франции восстановление пострадавшего от пожара Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) было приостановлено на полтора месяца из-за пандемии COVID-19. Восстановительные работы продолжились с меньшим количеством рабочих: 50 человек вместо 170. Тем не менее, власти по-прежнему рассчитывают завершить восстановление к 2024 году.
В Испании 13 марта 2020 года было решено прекратить строительные работы и посещение храма Святого Семейства (Саграда Фамилия). 25 июля 2020 года он вновь был открыт для всех желающих (ранее его могли посещать только медики городских больниц, сотрудники правоохранительных органов и их родственники).
Правительства по всему миру объявили об общих пакетах мер поддержки через свои министерства или специализированные ведомства. Кроме того, многие из них обращались за помощью к гражданам, объявляли поиск идей и стартапов, проводили конкурсы и выделяли гранты молодым талантам.
В США на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях организации гражданского общества сформировали фонды для поддержки искусств, ремесел, музыки и литературы. Медиакомпания Netflix направила 100 млн долларов США на поддержку работников аудиовизуального сектора.
Некоторые страны предоставляли льготные кредиты работникам культуры: на эти цели Испания выделила 11 млн долл. США, а Республика Корея – 2,5 млн долл. США.
В Ирландии, Люксембурге, Мексике, Польше, Франции и Швейцарии независимым деятелям искусств предоставляются социальные выплаты, а Новая Зеландия выделила 9,6 млн долл. США на поддержку художников и ассоциаций работников культуры.
Пандемия позволила людям, не выходя из дома, прикоснуться к таким объектам мирового культурного наследия, которые были для них ранее недоступны по финансовым соображениям или в силу физических ограничений. Руководство культурных объектов было вынуждено выходить на альтернативные цифровые площадки, проводить онлайн-экскурсии, применять технологии виртуальной реальности.