В России завершилось тестирование первого платежного сервиса на базе товарного кэшбэка. С мая 2019 по июнь 2020 сервис «Скрепка» в несколько этапов тестировали заемщики из Москвы и других регионов. Они покупали привычные товары повседневного спроса в магазинах и получали кэшбэк от производителей, который в полном объеме направлялся на погашение кредитной задолженности.
Сегодня почти четверть россиян (23,3%) отдают на платежи по кредитам более 80% своего дохода. Результаты тестирования показали, что сервис помогает снизить уровень долговой нагрузки на 5%-7% и обеспечить небольшие, но регулярные платежи по кредитам и займам. При этом общий объем задолженности на рынке потребительского кредитования может снижаться за счет кэшбэка на 7,7 млрд рублей ежемесячно.
_______
В основном этапе тестирования приложения приняли участие 1120 заемщиков – преимущественно, клиенты микрофинансовых компаний (93%). Доля клиентов банков с суммой долга от 100 тысяч рублей составила 7%. Самыми активными стали пользователи в возрасте 25-34 лет, проживающие в крупных городах с населением свыше 500 тысяч. Больше всего заемщиков было из Московской, Ленинградской, Свердловской, Новосибирской областей, Краснодарского края. Женщины пользовались приложением чаще (их было 58%), при этом мужчины накапливали большую сумму кэшбэка, так как использовали максимум возможностей приложения.
Среднестатистический пользователь тратил на товары повседневного спроса (продукты питания, бытовую химию, средства личной гигиены, корма для животных, лекарства и др.) в Москве и крупных городах 17 277 рублей в месяц, в других регионах ― 11 688 рублей в месяц. В крупных городах россияне совершали покупки в среднем 2-3 раза в неделю, а в небольших ― до 4 раз. При этом, в период самоизоляции жители Москвы сократили частоту покупок до одного раза в неделю.
Доля заемщиков, которые регулярно использовали приложение, составила 33%. Ежемесячная сумма кэшбэка варьировалась от 117 до 2180 рублей. Свыше 1000 рублей накапливали пользователи, которые подключили членов семьи для коллективного накопления кэшбэка и помощи в погашении долга.
За период тестирования ежемесячные расходы заемщика на товары повседневного спроса не изменились, при этом размер накопленного кэшбэка показал многократный рост. Это связано не только с расширением товарного ассортимента и подключением дополнительного функционала, но и с изменением потребительских привычек. Например, пользователи стали чаще оплачивать покупки банковской картой, чтобы получать повышенный кэшбэк: только за последние 4 месяца процент оплат картой вырос с 60% до 77%. Кроме того, пользователи стали чаще сверяться с каталогом, чтобы в магазинах целенаправленно выбирать товары с кэшбэком.
«При создании сервиса перед нами стояла задача найти решение, которое позволит снижать кредитную нагрузку россиян, не увеличивая их расходы. Тестирование показало, что эта цель достижима при объединении возможностей финансистов и производителей FMCG на базе сервиса. Учитывая последствия пандемии, многие бренды готовы помогать потребителям в сложной финансовой ситуации. С нашей точки зрения, особенно эффективными становятся именно комплексные межотраслевые программы лояльности» ― комментирует генеральный директор и основатель платежного сервиса «Скрепка» Алексей Шумилин.
На втором этапе были протестированы различные механики, которые позволяют дополнительно поддерживать заемщиков с помощью кэшбэка и бонусов, помогая в погашении займа и повышая лояльность и к товарному бренду, и к кредитору.
Одной из первых протестировала сервис в качестве системы лояльности финансовая онлайн платформа Digital Finance International (бренды Смсфинанс и Vivus.ru).
«Пилотный запуск проекта показал заинтересованность наших клиентов в оплате займов кэшбэком от «Скрепки», ― комментирует генеральный директор Digital Finance International Алексей Рубцов. ― Мы действительно считаем такой способ погашения займа хорошей возможностью снижения кредитной нагрузки клиента. Надеемся, что сервис позволит еще больше упростить процесс взаимодействия с клиентом и повысит его лояльность к нам. В планах дальнейшее масштабирование сервиса для всех клиентов компании».
Анализ покупок демонстрирует явную смену предпочтений в пользу товаров с кэшбэком. Это подтверждает, в том числе, апрельский опрос среди 106 пользователей: 78% опрошенных ответили, что при выборе из двух аналогичных товаров одного ценового сегмента отдадут предпочтение товару/бренду с кэшбэком. 92% пользователей готовы тестировать товарные новинки за вознаграждение в виде кэшбэка.
«В актуальной экономической ситуации рынку, безусловно, нужны новые подходы к управлению продажами. В условиях низкой покупательной способности, нерастущих доходов и общей закредитованности населения данный сервис может стать для производителей одним из инструментов повышения продаж и лояльности потребителей к собственному бренду», ― считает заместитель Председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Сегодня в приложении более 130 товаров, за которые можно получить кэшбэк. Средний размер кэшбэка составляет 10%-15%, но может достигать 50% в рамках отдельных акций и программ лояльности от кредиторов. С переходом на этап масштабирования в компании начали вести переговоры о расширении товарного ассортимента в эконом и среднем ценовых сегментах. Это позволит заемщикам еще больше увеличить размер накоплений при сохранении привычных расходов. Сейчас отдельные товары финансируются напрямую «Скрепкой» и партнерами: например, в приложении можно получить кэшбэк за покупку хлеба, овощей и фруктов любого производителя.
Приложение уже доступно для Android и iOS. Заемщики смогут подключиться к сервису через свою кредитную организацию либо зарегистрироваться в приложении напрямую – такая возможность появится уже в ближайший месяц.