Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин выступил с ключевым докладом на 12-м Евразийском экономическом форуме в городе Верона (Италия). Главная тема форума — «Бизнес соединяет Евразию от Атлантики до Тихого океана«.
За прошедший год произошли качественные изменения как на самих энергетических рынках, так и вокруг них. В плане общей ценовой среды ситуация в чем-то улучшилась, но, как мы уже неоднократно отмечали, задача формирования инструментов устойчивого функционирования и развития энергетических рынков по-прежнему не решена. Начну с самого острого – с санкций.
Современный феномен «санкций» еще подлежит пристальному изучению. На сегодня они стали настолько многообразны, так быстро нарастают, что приобретают новое качество. Представляется, что мы имеем дело с возникновением и развитием мер неэкономического, неюридического (с точки зрения противоречия принципам международного права), трансграничного воздействия на произвольно выбираемые страны или компании с целью изменения позиций на рынке в пользу инициаторов этих мер, ослабления конкурентов, достижения изменений политического и/или поведенческого характера и других выгод. Доказательством этого является выбор попавших под санкции отраслей – энергетика, металлургия и военно-техническое сотрудничество, банковская сфера. Это основные отрасли, в которых Россия и США являются прямыми конкурентами на ряде ключевых региональных рынков. Анализ оснований введения санкций позволяет сделать вывод, что их применение фактически является скорее инструментом оказания давления на отдельные государства в целях принуждения к изменению их внутренней и внешний политики в односторонних интересах, нежели мерой международно-правовой ответственности в отношении хозяйствующих субъектов. Американский регулятор прямо указывает (Указ Президента США № 13660), что вводимые ограничения являются не наказанием компаний-субъектов рынка за конкретные действия, а способом 4 оказания давления и увеличением издержек для России, пока она не откажется от текущего курса.
Ярким примером стало решение Европейского суда от 13 сентября 2018 года по делу об оспаривании Роснефтью принятых санкций, в котором суд признал верховенство политической конъюнктуры над международным принципом верховенства права. В своем решении суд подтвердил обоснованность введения санкций с целью (я цитирую) «воздействия на интересы в (бюджетообразующей) нефтяной отрасли для снижения возможности России угрожать странам, зависящим от России с точки зрения поставок энергоносителей». Санкции должны относиться к конкретным фактам, нарушениям со стороны лица, подвергающегося ограничениям. Но ничего этого нет, при этом ограничения на деятельность Компании постоянно расширяются.
На мой взгляд, налицо не санкции, а «казначейские войны» с намеренно невнятными – часто двусмысленными – формулировками. Произвол в их применении уже стал очевидным для всех. Концепция, методы и непродуктивность такого подхода для мировой экономики уже давно известны – могу сделать отсылку к книге Хуана Зарате «Войны Казначейства: начало новой эры финансовой борьбы». Будучи высокопоставленным чиновником в Администрации США, он был свидетелем того, как проводилась политика финансового обескровливания противников американских интересов, только сегодня эта политика применяется не как инструмент борьбы с терроризмом, а как средство конкурентной борьбы. Односторонним ограничениям уже подверглось около трети мировых запасов и пятой части мировой добычи нефти! Это безусловный «анти»-рекорд.
Санкции без необходимых решений Совета безопасности ООН превратились в рутинный инструмент, находящийся, по сути, в руках одной страны, а не мирового сообщества. Отдельные субъекты 5 рынка и целые страны фактически являются «заложниками» ситуации. В этих условиях, нет места равному диалогу, и единственный совет, который я могу дать нашим партнерам – приготовьтесь к диктату, результатом политики односторонних санкций станет потеря значительной части суверенитета и контроля над своей экономической, энергетической политикой многими участниками рынка.
Этот вывод очевиден и при анализе «цены» санкций, и их бенефициаров. Так, на США пришлось лишь около 0,6% потерь от введенных против России санкций, в то время как на Германию – целых 40%. Причем отмечу, что в ряде секторов – сланцевая добыча, экспорт вооружения – американская экономика скорее прагматично выиграла за счет вводимых против других стран санкций. Стоит задаться вопросом – не было ли это простой формой поддержки внутреннего производителя за счет мирового сообщества?
Ранее мы уже отмечали факт выхода ТОТАЛЬ с существенными потерями из одного из крупнейших газовых проектов в мире – «Южный Парс-11», а эффект от обсуждаемого в настоящий момент отказа всех европейских компаний от работы с иранскими партнерами, включая, возможно, полный запрет на импорт иранской нефти с 5 ноября 2018 года, может иметь самые серьезные последствия для европейской экономики.
Санкционная риторика негативно сказывается и на финансовых рынках, осложняя движение капиталов и увеличивая стоимость привлечения инвестиций. Это могло стать одной из причин замены давно ожидавшегося IPO САУДИ АРАМКО (Saudi Aramco) на сделку по приобретению саудовской нефтехимической компании САБИК (SABIC). Мы все же верим в успешность запланированной
руководством Саудовской Аравии сделки по выводу компании на публичные рынки.