По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный за последние три года рост на 13 %.
Сокращение темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом 2018-го (+51 %) обусловлено уменьшением объема ж/д-сегмента более чем на 30 % против взрывного роста годом ранее (более +100 %), что во многом обусловлено снижением объема нового бизнеса с ж/д-техникой у ГТЛК.
Помимо ж/д-сегмента сокращение также отмечается в авиализинге, объем которого снизился почти на 50 %, что привело к минимальной за последние годы доле оперлизинга на рынке (8,4 %). Наибольший абсолютный прирост за 1-е полугодие 2019-го показали лизинговые сделки с недвижимостью (+65 млрд рублей) и морскими и речными судами (+40 млрд рублей) вследствие активизации компании «Сбербанк лизинг» и ГТЛК соответственно.
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей за 1-е полугодие 2019 года увеличилась с 9 до 10 %. Рост рынка лизинга легковых автомобилей произошел на фоне сокращения общего количества проданных единиц в 1-м полугодии 2019 года на 2,4 %2 по сравнению с 1-м полугодием 2018-го. «Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что позитивно отразилось на объеме сделок с МСБ, доля которого выросла впервые за три года и составила около 49 %», – комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
По оценкам «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease – далее NIL) в России по итогам 2018 года вырос на 32 % и составил около 1,75 млрд рублей. Основной вклад в увеличение NIL внесли топ-20 лизинговых компаний, концентрация на которых за прошлый год выросла с 73 до 84 %. В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС.
В структуре доходов лизингодателей по-прежнему преобладают доходы от финансового лизинга, однако доля доходов от оперлизинга и дополнительных услуг продолжает расти. В среднем доля доходов от оперлизинга у крупных госигроков за период 2016–2018 годов выросла с 21 до 28 %, что во многом обусловлено увеличением размера арендного портфеля за аналогичный период. При этом доля доходов от дополнительных сервисов у данных компаний в среднем не изменилась и составляет около 2 %, в то время как у розничных компаний за последние три года она выросла с 8 до 10 % общих доходов.
«Эксперт РА» сохранил прогноз роста лизингового рынка в 2019 году на уровне 15 %, реализация более позитивного сценария будет зависеть от активности госкомпаний. По оценкам агентства, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на ж/д-транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят ж/д-сегменту прибавить более 15 %. Рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10 % и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов.
Таблица. Топ-15 рэнкинга лизинговых компаний России по итогам 1-го полугодия 2019 года
Место по новому бизнесу (стоимости имущества) | Наименование компании | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.09.19 | Объем нового бизнеса за 1-е пол. 2019 г., млн р. | В т. ч. оперативный лизинг/аренда, млн р. | Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 1-е пол. 2019 г., млн р. | Текущий портфель, млн р. | ||
01.07.19 | 01.01.19 | 01.07.19 | 01.01.19 | |||||
1 | 2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 138 718 | 34 914 | 258 442 | 624 625 | 609 211 | |
2 | 1 | Государственная транспортная лизинговая компания | 89 284 | 59 752 | 149 494 | 822 374 | 925 844 | |
3 | 3 | «ВТБ Лизинг» | ruA+ | 59 540 | — | 96 224 | 566 137 | 575 479 |
4 | 6 | «ВЭБ-лизинг» | 43 358 | — | 83 032 | 352 647 | 374 076 | |
5 | 4 | «ЛК «Европлан» | 39 735 | — | н. д. | 94 259 | 84 397 | |
6 | 7 | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 33 645 | 1 536 | 52 654 | 213 583 | 192 623 | |
7 | 5 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 27 211 | 5 415 | 41 412 | 157 486 | 149 058 | |
8 | 8 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 24 711 | 35 | 35 367 | 57 488 | 51 226 |
9 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 22 592 | — | 35 816 | 57 885 | 47 749 |
10 | 9 | «Сименс Финанс» | 19 960 | — | 29 621 | 61 422 | 57 174 | |
11 | 11 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 12 942 | — | 17 999 | 43 894 | 40 495 |
12 | — | «Открытый Лизинг» | 11 729 | 10 147 | 20 997 | 19 376 | н. д. | |
13 | 17 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 11 668 | — | 17 598 | 35 531 | 24 122 | |
14 | — — | «РЕЙЛ1520» (ГК) | 11 532 | 11 532 | 1 612 | 10 034 | 20 259 | |
15 | 13 | «Каркаде» | ruA- | 10 232 | 2 971 | 14 729 | 24 788 | 22 817 |
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
1Расхождение с опубликованными ранее предварительными данными обусловлено актуализацией информации по ряду компаний, в том числе не участвующих в исследовании на постоянной основе.
2 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).