Росавиация не справилась в срок с проектом развития аэропорта «Домодедово». Модернизация привела к тому, что пропускная способность воздушной гавани упала. К таким выводам пришла Счетная палата по итогам проверки эффективности расходования бюджетных средств на реконструкцию аэропортов «Домодедово» и «Баландино». Проект по реконструкции ведут Росавиация и оператор аэропорта ОАО «Международный аэропорт Домодедово» с 2012 года на основе государственно-частного партнерства. Тогда же Агентство заключило с ЗАО «СУ-1» контракт на реконструкцию первой взлетно-посадочной полосы. Это одно из важнейших мероприятий ФЦП «Развитие транспортной системы», которое до сих пор не завершено, хотя объект нужно было сдать еще в 2014 году.
Примечательно, что Росавиация расторгла контракт с ЗАО «СУ-1» только в конце 2018 года, при том, что уже 2 года как шла процедура банкротстваподрядчика. Несмотря на негативный опыт работы с ЗАО «СУ-1», Росавиация в 2014 году снова привлекла этого подрядчика для строительства второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Домодедово». Она должна была заменить выводимую из эксплуатации ВПП-2, но также не была построена. Более того, Агентство завысило цену контракта на 282 млн рублей.
Существующая ВПП-2 частично разобрана — ее длина сократилась с 3,8 до 2,4 тыс. метров. Оборудование радиотехнического обеспечения полетов демонтировано, что повлекло снижение пропускной способности аэродрома на 35%. Не построены также перроны к новому терминалу, который возвел инвестор. В результате здание простаивает до настоящего времени. Перенос сроков строительства второй полосы и перронов с 2016 на 2019 годы повлек увеличение стоимости работ на 4,1 млрд рублей и 538,4 млн рублей соответственно.
Росавиация намерена достроить данные объекты и внесла свои предложения по финансированию строительных работ. «Росавиация внесла предложения в Минтранс, а министерство направило обращение Председателю Правительства РФ о выделении 3,5 млрд рублей для продолжения строительства в 2019 году», — заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
К 2020 году должен пройти техническое перевооружение воздушный пункт пропуска в аэропорту «Баландино». Однако на момент завершения проверки проектная документация отсутствовала. Бюджетные ассигнования на выполнение работ Росгранстрою не выделялись. Соответственно не проведены и конкурентные процедуры по отбору исполнителя работ.
Реконструкция аэропорта «Баландино» проводится в рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС в г. Челябинске
в 2020 году и предусматривает, в том числе, расширение взлетно-посадочной полосы, замену перронов, метео и светосигнального оборудования. Реконструкцию ведет единственный исполнитель – общество «Центродорстрой», с которым Администрация гражданских аэропортов заключила в 2018 и 2019 годах 4 контракта общей стоимостью 4,1 млрд рублей. Сроки выполнения работ по контрактам оказались почти вдвое меньше указанного в проекте организации работ – 13 месяцев вместо 24. На сегодняшний день стоимость принятых работ составляет 200 млн рублей – это лишь 5% от стоимости заключенных контрактов.
В Росавиации заверяют, что реконструкция аэродрома пройдет в срок – к проведению саммитов ШОС и БРИКС в июне 2020 года. «Некоторое отставание от освоения выделенных средств связано с тем, что место проведения саммитов ШОС и БРИКС переносилось. Сначала рассматривался Челябинск, потом Сочи и потом снова Челябинск, что потребовало корректировки проекта, в том числе по требованию ФСО. В сжатые сроки — нам оставались 2018-2019 годы, в июне 2020 года уже проводятся саммиты — никто не хотел выходить на конкурсные процедуры. Поэтому мы выбрали единственного поставщика — Центрдорстрой. Контракт был заключен в ноябре, уже весной единственный поставщик начал переброску техники. В настоящее время работы идут полным ходом», — объяснил ситуацию Александр Нерадько.