Современное страхование: какие вызовы и перспективы ждут рынок, есть ли новый стимул для роста?

Новости

Сегодня мировой рынок страхования оценивается в $5 трлн. Инвестиции в иншуртех пока составляют порядка $3-5 млрд в год. В ближайшие годы цифра заметно вырастет, ведь страховые компании будут стремиться стать быстрыми и удобными страховыми фабриками для своих клиентов. Современная страховая компания может успешно развиваться только в случае, если ее бизнес автоматизирован, а персонал является ответственным и высокопрофессиональным.

Усилия, которые прикладывает страховое сообщество, регулятор и другие органы власти, позволяют рассчитывать на то, что проникновение страхования в России будет постепенно увеличиваться. Внедрение e-ОСАГО и запуск маркетплейса финансовых услуг под эгидой ЦБ призваны повысить страховую культуру нашего общества. Массовое внедрение новых технологий в страховании, диджитализация рынка зависит не только и не столько от объема инвестиций в эту сферу, сколько от самих клиентов. Одновременно страховщики по всему миру стали предлагать удаленные каналы обслуживания. Потребители продемонстрировали очевидный запрос на дистанционные страховые сервисы, что в определенной степени повлияло и на бизнес-модель компаний. В настоящее время сфера высоких технологий, инноваций, в том числе, в страховании, становится основным способом для создания и внедрения новых конкурентоспособных услуг и товаров.

Клиенты страховщиков часто жалуются на сложности с получение выплат по страховым случаям, растущими тарифами. Диджитализация страхования снизит издержки и убыточность страховщиков, это позволит предложить страхователям более выгодные цены на полисы, ускорит процесс урегулирования, проведения выплат. Конечно, страховщики сразу не поменяются кардинально, скорость оформления выплаты не снизится до пары часов, но с помощью диджитализации удастся добиться в этой сфере сильного прогресса. Стимулировать страховщиков также будут нефинансовые конкуренты. Иншуртех во всем мире развивается в сторону автоматизированных решений, в том числе, компаний без лицензий на страхование. Одна из потенциально прорывных технологий на рынке – это различные телематические устройства или программное обеспечение, которое позволяет проводить постоянный мониторинг самых разных параметров. От стиля вождения до физической активности человека. Когда страховщик имеет возможность анализировать эти данные, он может установить для клиента по-настоящему персонализированный страховой тариф за счет более точного скоринга. Одними из главных барьеров на пути реализации и популяризации таких устройств – нежелание граждан делиться информацией о себе, постоянно находиться под наблюдением, мониторингом. В конечном итоге будущее страхового рынка — за персонифицированными тарифами, а они невозможны без регулярного отслеживания страховщиками большого объема данных.

Более того, предпринимаются шаги в совершенствовании профильного законодательства. Например, в отношении p2p-страхования предусматривается возможность появления обществ взаимного страхования (ОВС). Создавать ОВС могут от 5 до 2 тысяч физических лиц и от 3 до 500 юридических лиц. ОВС должно получать соответствующую лицензию в Банке России. ЦБ РФ предлагает адаптировать страховое законодательство для введения p2p-страхования. По мнению регулятора, по этой модели, в частности, могут страховаться риски, которые сейчас не интересуют классических страховщиков — риски отмены авиарейсов, риски спортсменов-экстремалов и так далее.