Меры гарантийной и микрофинансовой поддержки* не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионах. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки.
«В 2015-2017 годах за гарантийной поддержкой обратились около 0,1% от общего количества субъектов МСП, за микрозаймами — 0,3-0,4 процента. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения».
Для поддержки МСП в регионах были созданы региональные гарантийные организации (РГО) и микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (МФО). При этом в законодательстве не прописана их организационно-правовая форма. В результате на начало 2019 года почти 20% РГО и около 9% МФО – это коммерческие организации.
«Коммерческие организации в первую очередь нацелены на получение прибыли, а это может противоречить цели создания региональных гарантийных и микрофинансовых организаций – обеспечить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам».
Заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин, который присутствовал на Коллегии, согласился с замечанием Счетной палаты. «В настоящий момент действительно нет прямого запрета на ту или иную организационно-правовую деятельность этих организаций. Однако с учетом сложившейся практики стоит либо рекомендовать, либо законодательно закрепить невозможность коммерческой деятельности таких предприятий», — заявил он.
Предлагается установить единые требования к деятельности микрофинансовых организаций. В настоящее время условия, по которым они предоставляют микрозаймы субъектам МСП, различаются, так как устанавливаются внутренними документами самих МФО.
В ходе проверки Счетная палата выявила случаи, когда микрозаймы были предоставлены субъектам МСП, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе по предоставлению займов и кредитов, а также осуществляли коллекторскую деятельность. Это единичные случаи, однако допускать такого нельзя. Поэтому необходимо внести изменения в законодательство в части установления запрета на оказание поддержки таким субъектам МСП. Кроме того, проверка показала, что показатели результативности использования субсидии на господдержку МСП не позволяют оценить деловую активность ее получателей: нет показателей роста прибыли, выручки, прироста величины активов. В итоге невозможно установить влияние мер гарантийной и микрофинансовой поддержки на достижение показателей развития МСП в регионах, равно как и вклад субъектов МСП в экономику. При этом инвестиции в данный инструмент поддержки растут: в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» на 2019-2024 годы на докапитализацию МФО предусмотрено 22,9 млрд рублей, на РГО – 15,6 млрд рублей. Из них 93,5% — средства федерального бюджета.