По данным аналитиков показатель «наблюдаемой инфляции» в июне 2025 года немного сократился до 15,7% по сравнению с мартом текущего года (было 16,5%), что показывает, что рассчитанный АРБ показатель «личной инфляции» является более консервативным по сравнению с «наблюдаемой инфляцией».
В первом полугодии 2025 года инфляция составила 12,28% (по итогам первого квартала 15,38%). Он в 1,2 раза превышает показатель официальной инфляции. За первое полугодие 2025 года снижение показателя обусловлено прежде всего динамикой цен в непродовольственных товарах. В категории продовольственных товаров и услуг никакого замедления инфляции не наблюдается. Об этом говорится в новом исследовании, которое подготовили аналитики Ассоциации российских банков.
Далее эксперты приводят данные Росстата, согласно которым инфляция в целом по итогам первого полугодия 2025 года составила 9,97%. В том числе продовольственная инфляция составила 12,05%, цены на непродовольственные товары выросли на 5,46%, цены на услуги выросли на 12,63%.
Аналитики АРБ напоминают, что в своем февральском аналитическом обзоре «О чем говорят тренды» ЦБ РФ впервые обратил внимание на так называемую «личную инфляцию». В частности, регулятор отметил, что «субъективная оценка инфляции населением как правило в 1,5 -2 раза выше официальной оценки».
Предложенный и рассчитанный АРБ показатель «личной инфляции» несколько превышает показатель официальной инфляции и является, по мнению Ассоциации, более корректным индикатором роста цен.
Под термином «личная инфляция» следует понимать постоянные и обязательные расходы каждого домохозяйства в течение месяца, к которым относятся:
- расходы на ЖКХ,
- продовольственные и текущие хозяйственные расходы,
- расходы на лекарства,
- мобильную связь,
- расходы на проезд в общественном транспорте.
т.е. расходы, которые производятся постоянно на протяжении всего года и не учитывают единовременные или непостоянные расходы (такие как расходы на отпуск, страховки, уплату налогов и тому подобное).
Далее описывается методология исследования. По мнению экспертов АРБ, основное отличие показателя личной инфляции от официального индекса потребительских цен состоит в перечне товаров и услуг, используемых для расчета. В частности, в структуре всех расходов Росстата треть (33,49%) занимают непродовольственные товары, по этой группе расходов рост цен составил в первом полугодии всего 5,46%, что существенно ниже роста цен по продтоварам и по услугам в целом. Основная причина этой «стабильности» – именно в этой группе находятся товары так называемого длительного пользования – мебель, автомашины, телевизоры и тому подобное, расходы на приобретение которых совершаются с периодичностью раз в несколько лет, и динамика цен по этой группе гораздо в меньшей степени влияет на текущую инфляцию.
По данным Росстата в первом полугодии цены на лекарства выросли на 9,63%, тарифы ЖКХ выросли на 11,27%, расходы на мобильную связь на 11,15%, транспорт на 14,36%. Опираясь на расчеты РОМИР, еженедельная потребительская корзина (по продуктам и товарам повседневного спроса) в 1-м полугодии 2025 подорожала на 12,6% г/г.
В структуре всех расходов Росстата (100%) 38,83% приходится на продовольственные товары, 33,49% на непродовольственные товары и 27,68% на услуги. Далее, опираясь на удельные веса условно-постоянных расходов в потребительской корзине Росстата (продовольствие и безалкогольные напитки -32,8%, непродовольственные товары повседневного спроса -10,41%, ЖКХ – 8% и т.п. , аналитики АРБ определили суммарный удельный вес данной группы расходов – 56,79%, данный показатель был взят за 100% и пропорционально ему рассчитан удельный вес каждой группы в общем объеме – так на продовольствие и товары повседневного спроса приходится 76,09%, на ЖКХ 14,08%, лекарства 3,73%, мобильную связь и интернет 4,12%, городской транспорт 1,98%.
Затем показатель удельного веса по каждой группе умножается на показатель инфляции по данной группе и получается суммарная потребительская инфляция, соответственно рассчитанный таким образом показатель личной инфляции составил в первом полугодии 2025 года 12,28% (по итогам первого квартала 15,38%).