Весной 2024 года два крупнейших маркетплейса страны были признаны доминирующими хозяйствующими субъектами и ФАС опубликовала аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке владельцев маркетплейсов.
“Индустрия впервые столкнулась с применением норм “пятого антимонопольного пакета” на практике, в том числе оценкой влияния сетевых эффектов для установления доминирующего положения платформ, — отметил Александр. — Сегодня мы имеем возможность сопоставить как методология ФАС соотносится с принципами, используемыми антимонопольными органами в иных юрисдикциях — ЕС, Бразилии и иных активных в антимонопольном регулировании стран,” — А. Муравин.
Перед антимонопольным органом уже сейчас стоят вопросы регулирования предиктивных сервисов, сервисов ИИ-услуг, и конечно, вопросы оценки доступа к пользовательским данных как барьера входа на рынок. По мнению Александра Муравина, эти вопросы будут находиться в фокусе ФАС при разработке очередного пакета поправок в Закон о защите конкуренции.
Именно так и получилось с пресловутым «пятым антимонопольным пакетом», призванным отрегулировать деятельность цифровых монополий. Он устарел еще до его принятия, да и принят был в усеченном виде. Не была в нем решена и одна из важнейших проблем — антимонопольное регулирование деятельности условно бесплатных сервисов – поисковых систем, картографических сервисов, социальных сетей и прочее, а как раз они в современной экономике — один из главных инструментов монополизации товарных рынков.
До принятия этого закона (пятого антимонопольного пакета) ФАС России проводила блестящие расследования в отношении крупных цифровых компаний. А именно — антимонопольные дела Google, Apple, HeadHunter, Booking, Яндекс и др. После – лишь два предупреждения Wildberries и Ozon.
Кому после принятия пятого антимонопольного стало жить легче? Регулятору, цифровым монополиям или их контрагентам – большой вопрос. Пока только можно сказать, что регулятору. При достижении цифровой компанией 35% доли на рынке, чтобы признать ее доминирующей, ФАС России больше не нужно доказывать, что она может влиять на условия обращения товара на товарном рынке. Хотя, как показывает практика и такой преференцией регулятор не пользуется.
Отметим еще один крайне важный вопрос – о географических границах цифровых товарных рынков. Если мы говорим о товарном рынке в границах Российской Федерации, то, пожалуй, антимонопольные ограничения должны оставаться традиционными. Если рынки трансграничны, то большой вопрос нужно ли и — если нужно, то как ограничивать наших цифровых монополистов? Или наоборот, нужна политика протекционизма и их поддержки в конкурентной борьбе на международных рынках? Тогда возникает проблема, и это, пожалуй, один из главных вопросов современной конкурентной политики – как отрегулировать рынок так, чтобы эти послабления и меры поддержки работали на поддержание конкурентной борьбы за пределами страны и не были обращены монополистами против российского бизнеса? И нет пока на него ответа.