Дизельное топливо растёт в цене

Новости

Спрос на дизель вернулся к допандемийному уровню и, как ожидается, будет следовать типичным сезонным закономерностям. Спрос на это топливо выше в весенние и летние месяцы, чем в зимние, на большинстве рынков, в основном из-за сезонного увеличения интенсивности автотранспортного потока и объемов строительства. Согласно прогнозу Минэнерго США, оптовая стоимость дизеля с поставкой с НПЗ в США вырастет в марте до $279,09 за галлон c $276,42 за галлон в феврале и $264 за галлон в январе. Стоимость дизельного топлива в России продолжит расти в марте, чему будет способствовать целый ряд факторов.

Первый – сокращение запасов. Запасы дизельного топлива в январе опустились ниже среднего сезонного показателя за десять лет по всей Северной Америке, Европе и Сингапуру, что оказало повышательное давление на цены. К концу января запасы дистиллятов в США были на 7% ниже среднего сезонного значения, в Европе – на 5% ниже 10-летнего среднего уровня, в Сингапуре – на 33% ниже среднего 10-летнего уровня. Запасы дизеля в Европе, на крупнейшем мировом рынке дизеля, по прогнозам, сократятся с 242,4 млн баррелей в январе до 238,7 и 235,3 млн баррелей феврале и марте соответственно.

Второй – восстановление промышленности. Дизель широко используется в производстве, считаясь топливом, наиболее чувствительным к изменению делового цикла. Согласно последним статистическим данным, промышленные компании в США готовы вернуться к росту после неглубокого, но продолжительного циклического спада в 2022–2023 годах. В Европе также заметны признаки того, что «дно» спада уже позади и производственные сектора начнут восстанавливаться после еще более длительного и глубокого спада, вызванного скачком цен на энергоносители после начала кризиса на Украине в 2022 году. В итоге мировые запасы дизтоплива, по прогнозам, останутся ниже среднего уровня и вполне могут еще больше сократиться, усиливая повышательное давление на цены.

Третий – сбой в поставках. В течение последнего года ни в одном регионе не наблюдалось устойчивого накопления запасов дизеля, несмотря на вялую динамику в промышленности. Поставки дистиллятов были нарушены из-за атак украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы в России и нападений хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе. По оценкам, объем поставок дизеля в Европу в феврале уменьшится более чем вдвое, до 2,53 млн тонн по сравнению с 6,02 млн тонн в январе. После начала войны в Газе поставки с Ближнего Востока уже упали в два раза.

Перенаправление танкеров с востока на запад из Красного моря и Суэцкого канала по гораздо более длинному маршруту вдоль побережья Африки привело к тому, что миллионы баррелей дизельного топлива пока не достигли покупателей. Увеличение длины маршрута спровоцировало рост ставок фрахта и страховых премий, которые также способствуют удорожанию дизеля. Он дорожает постепенно, потому что пока не ясно, как долго продлится кризис в Красном море.

Крупнейшие судоходные компании – Moller-Maersk и Norden – констатируют, что ситуация в Красном море продолжает ухудшаться, несмотря на усилия Запада пресечь атаки хуситов.

Из-за этого европейские нефтепереработчики стали закупать нефть в Африке, в результате чего премия западноафриканских сортов нефти Forcados и Egina к международному эталону Dated Brent увеличилась с $4 и $6 в январе до $5 и $7 за баррель соответственно. Пока неясно, как долго продлится рост закупок африканской нефти, поскольку предстоящие ремонты на европейских НПЗ могут замедлить этот процесс.

Поставки дизеля в Европу сокращает не только Ближний Восток, но и Индия – экспорт оттуда упал в феврале более чем на 90% по сравнению с январем, до 18 тыс. баррелей в день. Отчасти это падение объясняется ростом стоимости доставки в западном направлении в январе. Из-за этого в январе отмечались огромные колебания спреда между ценами на дизельное топливо в Европе и Азии, торгующегося на бирже ICE; торговля инструментом достигла рекордного объема за отчетный месяц. В свою очередь, премия, которую европейские переработчики региона могут получить за производство дизельного топлива, к концу первой декады февраля обновила четырехмесячный максимум – $32,88 за баррель.

Удорожанию дизеля способствуют как санкции в отношении поставок нефти и нефтепродуктов из России, которые ограничивают предложение, так и атаки дронов на российские НПЗ. Несмотря на западные санкции, Россия по-прежнему экспортирует миллионы баррелей дизельного топлива, и сбой этих поставок влияет на мировой рынок. Экспорт дизеля из России упал в январе на 23% в месячном выражении.

Четвертый – спекулянты ставят на рост. Инвесторы уже отреагировали на удорожание дистиллятов и аккумулировали позиции, эквивалентные 56 млн баррелей в двух основных фьючерсных и опционных контрактах, привязанных к средним дистиллятам, по сравнению с 20 млн баррелей в середине декабря. На середину февраля число менеджеров, открывших позиции в эталонном европейском и американском контрактах на дизельное топливо, выросло до максимума с 2021 года.

Пятый – ремонтные работы на американских и европейских НПЗ. В первом квартале объем производства дизеля на европейских НПЗ, согласно прогнозам, составит 440 тыс. баррелей в день. Это на 110 тыс. баррелей в день меньше, чем в 2023 году, т.е. выпадающие объемы сопоставимы с последствиями простоя крупнейшего в регионе НПЗ. Перерабатывающие мощности американских НПЗ, по оценкам, в январе и феврале сократятся на 10%, т.е. на 1 млн баррелей в день.

В российском правительстве считают, что стоимость дизеля в России сейчас стабильна. Тем не менее в марте рост цен на дизель возможен, но без резких скачков и в рамках инфляции. Это обусловлено тем, что власти обозначили в качестве приоритета поставки на внутренний рынок, а плановая модернизация НПЗ позволит стабильный выпуск топлива. Власти смогут удержать удорожание дизеля в пределах инфляции посредством введения пошлин на вывоз и предотвращения картельного сговора местных производителей. Аварии на российских НПЗ могут сказаться лишь на экспортных поставках дизеля из-за ориентации властей на внутренний рынок.