Круиз – это уникальный турпродукт, комплекс туристических услуг: постоянное движение и смена картинки, экскурсионная программа – каждый день новый город, отель на воде, ресторанное питание, развлечения. При этом у туристов всегда есть свобода выбора – стоянка по времени длится достаточно, чтобы турист мог посетить экскурсию, погулять самостоятельно или остаться отдыхать на теплоходе.
Как развивается этот сегмент туристического рынка, редакция ИА «Банки и Финансы» попросила ответить генерального директора Круизного центра «Инфофлот» Андрея Михайловского
- Говорят круизный отдых очень активно развивается, подводя итоги 2018 года, что Вы можете сказать?
Прошедший сезон в целом мы оцениваем позитивно. Рост круизного потока по российским рекам, по данным «Инфофлот», составил 25-30%. В среднем, по сравнению с 2018 годом, рост на 2019 год в сегменте составляет 10-15%, а по отдельным рейсам – 25-30%. Этот прогноз основан на данных акции «Раннего бронирования» компании.
- Какое направление было самым популярным в прошлом году?
— В России около 100 теплоходов каждый год совершают круизы. В каждом сезоне – свои лидеры. Но в целом самые популярные рейсы включали в себя посещение Санкт-Петербурга, волжских городов, — в том числе Казани и Нижнего Новгорода, а также Елабуги. Пользовались популярностью многолетние хиты – круизы до Астрахани, Ростова-на-Дону, Соловецких островов.
- Круизы какой компании пользуются самым большим спросом?
Рейтинг по итогам продаж в каждом регионе уникален и, соответственно, лидируют те круизные компании, которые предлагают удобный и интересный для конкретного рынка продукт — круиз. В целом мы отмечаем тенденцию стремления российских туристов к комфортному отдыху. Вариант в стиле «минимализма» по максимально низкой цене уходит в прошлое.
В последние годы для российского рынка характерен рост популярности круизов на комфортабельных теплоходах. В первую очередь, конечно, это каюты со всеми удобствами. На примере нашего партнерского бренда «Созвездие» — сегодня это не только туалет и душ, но и спутниковое телевидение, кондиционер, телефон, балкон, мини-бар, а также другие удобства для пассажиров, позволяющие приравнять каюты к стандартному размещению в отеле.
- Отмечаете ли Вы сезонность в круизах?
В России в силу погодных условий в круиз можно отправиться только с мая по ноябрь. Однако спрос на речные путешествия формируется сильно заранее. Это позволяет туристам выбрать круиз на максимально выгодных условиях.
5.Какие круизы будут особенно популярны в 2019 году?
«Хиты продаж» разные в зависимости от глубины продаж. Сейчас хорошо идут круизы на 7-12 дней. В том числе Москва-Санкт-Петербург и путешествия по Волге, а ближе к сезону прогнозируем большой спрос на круизы выходного дня. Выбор городов отправления в такие короткие круизы довольно большой: из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Казани, Перми, Санкт-Петербурга.
- За какой период лучше всего бронировать туры?
Вообще для круизной отрасли характерна большая глубина продаж – от 1 года до 1,5 лет. Например, сейчас уже активно бронируют осенние круизы 2019 года. Этому способствуют, как я уже сказал, более выгодные условия для туристов при покупке круиза.
- В какой круиз Вы бы посоветовали поехать в первый раз?
Если у туриста мало времени на отдых, стоит пойти в круиз выходного дня. Несмотря на короткий формат, человек успеет полностью погрузиться в атмосферу круиза, поймет, что это такое, сформирует конкретный образ и, возможно, присоединится к числу поклонников речных круизов по России.
- Каков средний возраст круизера? Не скучно ли в круизе молодым людям?
Одним из распространенных мифов о круизах является то, что это отдых для пожилых людей. Но за последние годы мы отмечаем тренд на увеличение в круизном турпотоке процента семей с детьми и молодоженов.
Отдых в круизе каждый турист может сформировать, ориентируясь на свой образ жизни. Например, для спортивных людей на теплоходах нашего партнера – круизной компании «Созвездие» — каждый день действует фитнес-флот, проводится утренняя зарядка, работает прокат спортинвентаря, в том числе велосипедов. Ежедневные развлекательные программы на борту, включающие в себя концерты, интересные мастер-классы, дискотеки, караоке-вечера, спектакли, — всё это также не даст скучать представителям молодого поколения.
- Лайнеры какой круизной Компании нравятся Вам больше всего и на какой лайнер Вы бы посоветовали отправится с детьми?
Для семей с детьми я бы порекомендовал выбирать четырехпалубный лайнер. На таких теплоходах много общественных помещений и пространства для мероприятий, что позволяет максимально разнообразить досуг семейных путешественников.
В том числе для туристов с детьми предусмотрены: анимация, детские клубы и комнаты, мастер классы, пункты проката, игры на борту, детское меню, удобства для размещения малышей (детские кроватки, детские стульчики в ресторанах). В детском клубе можно оставить ребенка с опытной няней, это отличное подспорье для родителей, мечтающих хоть ненадолго отдохнуть от суеты.
- Каковы преимущества круизного отдыха перед отельным?
Круиз – это уникальный турпродукт, комплекс туристических услуг: постоянное движение и смена картинки, экскурсионная программа – каждый день новый город, отель на воде, ресторанное питание, развлечения. При этом у туристов всегда есть свобода выбора – стоянка по времени длится достаточно, чтобы турист мог посетить экскурсию, погулять самостоятельно или остаться отдыхать на теплоходе.
Ещё один неоспоримый плюс круизов по России – фиксированная цена, которая не зависит от нефти или курсов валют. Вы покупаете путевку и все – платить больше ни за что не надо. Всё включено в стоимость.
Все, что нужно сделать круизному туристу – это добраться до речного вокзала.
Самый яркий круиз для меня – моё первое путешествие на теплоходе. Мне тогда было 6 лет. Конечно, в то время операторы не могли предоставить туристам таких возможностей для отдыха и удобств, как это делают круизные компании сегодня. Но сама неповторимая атмосфера круиза, постоянное движение – запомнились мне на всю жизнь. Возможно, именно это повлияло на дальнейший выбор места работы. Я в круизной отрасли – с 2005 года. И, да, конечно, отдыхаю в круизах.
- Как вы подбираете сотрудников?
В России профессиональная круизная отрасль довольно компактна, и, к сожалению, у нас пока не учат профессионально продавать круизы. Поэтому стараемся подбирать в компанию людей, близких нам по духу, не любящих сидеть на одном месте, динамичных и позитивных. В процессе работы проводим обучение, а потом уже и некоторые из них учат нас по своим направлениям, привнося много нового в работу компании и целом – отрасли.
- Существует ли классификация круизных лайнеров, если сравнивать эту отрасль с отельным сегментом?
Важно понимать, что в каждой стране – своя система классификации отелей, и она весьма условна. Если же провести сравнение, круизные компании стараются работать в массовом сегменте – 3-4*.
- Какова стоимость среднего круиза на рынке России?
В круизной сфере принято говорить о цене за сутки. В среднем стоимость одного дня в круизе составляет 4,5-5 тысяч рублей. В эту сумму входит проживание в комфортабельной каюте, 3-разовое ресторанное питание, экскурсии, развлекательные программы..