Кредитование МСП показывает рост

Новости

Кредитный портфель МСП продолжает расти, на 01.07.2023 он составляет 11,4 трлн рублей, увеличившись за июнь на 331,7 млрд рублей (на 3,0%). Годовой темп прироста задолженности по кредитам субъектов МСП на 01.07.2023 практически не изменился (33,4% в 1пг2023, 33,3% в 1пг2022), но стал максимальным с начала текущего года. Объем выдач по итогам 6 месяцев 2023 года составил 6,5 трлн рублей (на 30% больше, чем за аналогичный период в 2022 году). Доля МСП в общем кредитном портфеле достигла 20%.

Деловая активность малых и средних предпринимателей в первой половине 2023 года рекордно шла вверх до значения 55,3, по данным индекса RSBI «ОПОРЫ РОССИИ» и Промсвязьбанка. И в июле рост показателя продолжился – уже 57,1. Значение «Индекса Опоры RSBI» выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов — снижение деловой активности. Индекс основан на данных опроса руководителей компаний МСБ и является индикатором экономической ситуации.

Годовой темп прироста задолженности по кредитам МСП по состоянию на 1 июля был положительным во всех федеральных округах, наименьшее изменение в Северо-Западном ФО, где задолженность по кредитам на эту дату увеличилась на 18,3%. Наиболее значительно задолженность по кредитам субъектам МСП выросла в Южном ФО (на 45,6%). При этом в Южном ФО доля просроченной задолженности остается низкой – 4,0% – третий показатель после Дальневосточного ФО (1,9%) и Уральского ФО (3,0%). Наибольшая доля просроченной задолженности в общей сумме задолженности по кредитам субъектам МСП — в Северо-Кавказском ФО (9,0%).

В региональном разрезе на рынке кредитования МСП лидирует Москва. Доля столицы в общем кредитном портфеле остается наибольшей среди других регионов – 30,4%. Кредитный портфель МСП в Москве за первое полугодие 2023 года вырос на 26,8% и на 01.07.23 составил 3,5 трлн рублей (на 42,3% выше, чем на 01.07.22 года). Доля объема просроченной задолженности в Москве в портфеле МСП с начала года продолжала снижение до отметки 5,9%, но этот показатель здесь все же на 1,1 п.п. выше, чем в целом по России (4,8%).

Значение государственных программ в период экономических сдвигов значительно выросло. Действуют они в двух направлениях: удешевляют ставку и решают проблему МСП с нехваткой залогов. По данным Минэкономразвития РФ, в 2022 году малый и средний бизнес смог привлечь более 1,3 трлн рублей кредитных средств за счет инструментов господдержки. Государство профинансировало множество льготных программ кредитования, которые сделали кредитные средства для определенных категорий МСП существенно дешевле рыночных. Достигнутый в 2022 году значимый эффект программ субсидирования процентных ставок свидетельствует о необходимости продолжения имеющихся и запуске новых льготных программ, особенно это окажется действенным для финансирования МСП в связи с повышением ключевой ставки Банком России и неизбежным повышением рыночных ставок.

Второе направление господдержки в кредитовании МСП – гарантийная помощь при нехватке залогов. На докапитализацию гарантийных программ «Корпорации МСП» и региональных гарантийных организаций государство средств практически не выделяло. Масштаб этого вида помощи бизнесу показал рост за счет улучшения и интенсификации работы самих гарантийных организаций и внедрения более эффективных продуктов. Так, по данным Минэкономразвития, за 1 полугодие 2023 года почти 12 тысяч МСП получили более 215 млрд рублей кредитов в рамках Национальной гарантийной системы. За аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 98,7 млрд рублей. При этом совокупный гарантийный капитал гарантийных организаций почти не изменился и на 01.07.2023 составляет 76,1 млрд рублей. Объем кредитования МСП с гарантийной поддержкой за последние годы вырос в разы, и нагрузка на капитал РГО значительно увеличилась, поэтому требуются дополнительные меры для поддержания устойчивости самой гарантийной системы, высока вероятность, что это необходимо будет решать уже в следующем году через докапитализацию и/или субсидирование выплат.

Проникновению гарантийной помощи в рынок кредитов МСП способствовали быстрые продукты, такие как «зонтичный» механизм «Корпорации МСП» и «поточные» поручительства Московского гарантийного фонда. Из 34 млрд рублей полученного столичным бизнесом при поддержке московского фонда в 1 полугодии 2023 года 17% предоставлено под «поточные поручительства». В рамках этой программы без дополнительной проверки Фонд автоматически выдает поручительство сразу за решением кредитного комитета банка. Такую практику простых процедур с минимумом бюрократии необходимо транслировать в регионы, ведь они делают помощь именно массовой.

«Поточный» продукт Фонда действует уже полтора года, за которые заключено 1 873 договора (на 11.09.2023 г.), под которые банки выдали столичному бизнесу более 14 млрд рублей кредитов и банковских гарантий. Это примерно 45% от всех заключенных за тот же период договоров.

Но кредиты и гарантии не единственный источник заемных средств для МСП. Система финансирования малого бизнеса должна быть комплексной и давать доступ представителям бизнеса к наиболее эффективным инструментам финансирования в зависимости от их потребностей и ситуации в бизнесе. Возможности финансирования МСП могли бы работать более эффективно при запуске льготных программ лизинга и факторинга по аналогии с кредитованием. Сейчас эти направления успешно развиваются, но с льготами эффект был бы заметнее.

Что касается прогнозов, то наиболее волнующий вопрос, от которого зависит дальнейший рост сегмента МСП – это качество портфеля. Для более адекватной оценки нужно учитывать уровень просрочки не только в относительных значениях, но и в абсолютных. Доля заемщиков, имеющих просроченную задолженность, в количественном выражении выросла с 13% до 15% с начала этого года. До конца 2023 года структура портфеля вероятно будет сохраняться – более 50% по-прежнему будут занимать лидирующие сейчас отрасли: профессиональная, научная и техническая, операции с недвижимостью и строительство, где просрочка традиционно ниже средней по рынку. Поэтому до конца года доля просрочки в портфеле             МСП будет держаться в районе 5%, а может быть даже продолжит снижение.,

Однако нужно учитывать, что доля числа компаний с просрочкой в количественном выражении не снижается, а абсолютное число таких МСП – растет. При этом ожидаемо, что их число будет расти и дальше, среди причин то, что в структуре числа заемщиков довольно большую часть занимает микробизнес, у которых почти всегда маленький кредитный чек, но они гораздо менее устойчивы к изменениям экономической среды, чем другие сегменты МСП. Поэтому доля просрочки или доля недобросовестных заемщиков может снижаться, но в абсолютном выражении их число будет расти. Рост предприятий с просроченной задолженностью неизбежен при таком сильном расширении клиентской базы и числа действующих заемщиков, как сейчас.

В стратегии развития МСП до 2030 года, утвержденной Правительством России, есть одна очень важная цель – увеличение доли малого бизнеса в экономике до 40%. В связи с этим государство крайне заинтересовано, в том числе, в масштабировании господдержки, это демонстрировало весьма хороший эффект по итогам последних лет. Однако льготные ставки банки пересматривают в сторону увеличения после поднятия ключевой. Это, безусловно, охладит рынок кредитования МСП. Тем не менее темпы прироста сохранятся в районе 10%, и по нашему прогнозу к концу 2023 года портфель кредитов малому бизнесу скорее всего превысит 12,5 трлн рублей.