МФО. Молодежь набирает займы

Новости
По итогам 2021 года финансовые аналитики определили две основные тенденции на российском рынке МФО. Первая из них – переход клиентов из банков в микрофинансовые организации (МФО). Вторая тенденция – омоложение базы заемщиков. Согласно информации Национального бюро кредитных историй, доля жителей России младше 30 лет, обратившихся в МФО, выросла на 5,1% по сравнению с 2020 годом до 36,7%. О том, насколько правдивы эти тренды, подробно рассказали эксперты области и поделились рекомендациями на 2022 год.

Количество молодежи среди клиентов сократилось по сравнению с периодом до пандемии. С момента введения локдауна в России игрокам микрофинансового рынка пришлось ужесточить систему оценки клиентов при выдаче займов онлайн и сфокусироваться на менее рисковых категориях заемщиков. За период пандемии количество мужчин-заемщиков в возрасте от 26 до 30 лет сократилось, а число женщин этой возрастной категории осталось без значительных изменений. Средний доход нашего клиента стал немного другим: за прошедшие два года заемщиков с уровнем заработка 50-70 тысяч рублей стало значительно больше в сравнении с 2019 годом.

Чем старше заемщик, тем меньше проблем со своевременными выплатами. Взрослые люди лучше контролируют доходы и расходы, пытаются копить, хотят как можно скорее вернуть долги, у них выше ответственность за свои решения. Финансовая грамотность населения растёт, и один из показателей этого – уменьшение уровня просроченных задолженностей. Многие не получили зарплату по графику в период локдауна или остались без работы. Это стало причиной повышенного спроса на оформление займов. При этом платежеспособность клиентов падает, что говорит об угрозе экономического кризиса в нашей стране.

Банки пока не смогли адаптироваться к ухудшению ситуации и снижению возможностей клиентов. Банки только сейчас стали менять стратегию и перестраиваться под ситуацию людей, возможности которых ухудшились за период пандемии.

Одно из заметных изменений в период пандемии – переход на удаленный формат. Еще одна ключевая перемена – рост количества заемщиков.