- имитацию деятельности;
- фиктивный документооборот;
- однодневность или зависимость контрагента;
- номинальность контрагента и тот факт, что компания это знала.
Как снизить риски. Сами по себе признаки зависимости или имитации реальной деятельности не могут быть поводом для отказа в учете налоговых расходов или применении вычетов НДС. Судьи считают, что один бухгалтер на две компании — это еще не доказательство подконтрольности компании (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.17 № Ф01-1794/2017). Заключение договора через посредника, когда компания могла заключить договор напрямую, тоже не свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде (определение Верховного суда РФ от 15.06.17 № 305-КГ16-19927).
Но чтобы снизить риски, проверьте контракты и «первичку». Компания может лишиться расходов и вычетов, если в договоре товар указан в штуках, а в товарной накладной — в тоннах. Либо когда стоимость работ по актам КС-2 не соответствует стоимости работ по справкам о стоимости выполненных работ (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.06.17 № А27-5570/2017). Не менее опасно, если инспекторы найдут в транспортных накладных несуществующий адрес склада (определение Верховного суда РФ от 20.07.16 № 305-КГ16-4155). На фиктивность подрядчика также может указать несоответствие сведений о числе работников, которые он подал для вступления в СРО, и в его справках 2-НДФЛ (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.17 № Ф06-21119/2017).
Схема 2. Дробление бизнеса Одна из частых схем, чтобы снизить налоги, — разделить бизнес на несколько компаний.
Цель — получить право применять специальный налоговый режим, например упрощенку. Если инспекторы докажут искусственное дробление бизнеса, компанию обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды (определение Верховного суда РФ от 16.03.17 № 301-КГ17-1205).
Инспекторы должны доказать, что у компаний: один вид деятельности, единый юр/адрес и персонал, одни помещения, одни заказчики, одна материально-техническая база; налоговый и бухгалтерский учет ведет один бухгалтер, сотрудники выполняют одну и ту же работу, носят одежду с единым логотипом; одно хранилище для бухгалтерских документов, один IP-адрес, одни и те же лица открывают расчетные счета компаний в банках, занимается снабжением один и тот же менеджер; новые контракты с другими зависимыми контрагентами на тех же условиях при приближении к лимитам спецрежима по действующим контрактам с их расторжением.
Чтобы доказать налоговую схему, инспекторы проверят зависимость компаний и определят выгодоприобретателя. Для этого используют ЕГРЮЛ и Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики выяснят, не один ли учредитель у всех компаний. Инспекторы также осмотрят помещения, допросят сотрудников холдинга, а также контрагентов. Если найдут схему дробления через вывод активов, оценят расчеты по сделке и допросят того, кто принимал решение о покупке актива. Подробнее, какие вопросы налоговики задают на допросах, читайте в статье «Инспекторов научили, как доказать намеренное занижение налогов».
Как снизить риски. Важно, чтобы компании вели виды деятельности, которые не составляют единый технологический или производственный процесс. При этом контрагенты не должны объединять и совместно использовать чистую прибыль. Эти аргументы позволят отстоять реальность сделки. Подтверждает это постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.17 № 08АП-6698/2017. Чтобы снизить риски, обоснуйте выбранную систему работы с контрагентами. Независимость компаний можно подтвердить тем, что они создавались в разное время, находятся в разных регионах, у них разные руководители, клиентские базы и имущество, они ведут реальную деятельность. Но целенаправленно дробить крупный бизнес на мелкий сейчас рискованно. Конституционный суд недавно подтвердил, что бизнес не вправе таким образом снижать налоговую нагрузку (определение от 04.07.17 № 1440-О).
Схема 3. Необоснованное применение льгот Другой частый способ снизить налоги — использовать льготы.
Например, включить в сделку компанию, которая имеет право на налоговые льготы. Так, чтобы не платить НДС по строительным работам для собственных нужд, заказчик номинально привлекает подрядчиком общественную организацию инвалидов, у которой есть льгота по НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация нанимает субподрядчиков — однодневки и временные коллективы по аутсорсингу, которые фактически состоят из работников компании-заказчика. Подрядчик использует льготу, а компания-заказчик не платит НДС.
По таким схемам инспекторы должны доказать:
- зависимость компаний и ее влияние на результат сделок и сумму налогов;
Схема 4. Подмена одной сделки другими Популярный способ снизить налоги — маскировка одной сделки под другую.
Например, чтобы не платить НДС с аванса, стороны заключают договор займа, а после отгрузки засчитывают заем в счет оплаты. Чаще всего маскируют договор купли-продажи. Обычно его заменяют следующим договором: комиссии; лизинга; реализации доли в уставном капитале. Чтобы доказать подмену одной сделки другой, налоговики запросят контракты и проверят их условия. В контрактах с посредниками инспекторы будут искать признаки самостоятельной торговли. Они запросят договор комиссии, отчет комиссионера, выписки по банковским счетам. Ведь договор комиссии позволяет комиссионеру платить налог на прибыль и НДС не со всей стоимости реализованной продукции, а только с вознаграждения. Комитент списывает в расходы сумму комиссионного вознаграждения и с этой же суммы принимает к вычету НДС. В контракте обратят внимание на дату перечисления денег, условие об оплате товара не позже определенного срока или о перечислении оплаты частями независимо от реализации товара. В договоре лизинга проверяющих насторожит, если в нем нет условий, характерных для лизинга. Это предмет договора, наличие продавца, срок, плата и неясно, на чьем балансе будет учитываться имущество.
Основная выгода от заключения договора лизинга — ускоренная амортизация, при которой стоимость основного средства будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее. Налоговики проверят взаимозависимость сторон по контракту о продаже доли, отчет оценщика о рыночной стоимости имущества и движение денег по счетам. Если налоговики решат, что компания не собиралась принимать участие в работе зависимой компании, они доначислят НДС (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.17 № Ф01-1067/2017).
Как снизить риски. Проверьте условия контрактов и обоснуйте реальность сделок и их выгоду. Главное, чтобы эта выгода не сводилась только к экономии на налогах. По посредническим сделкам подтвердите, что комиссионеры зарегистрированы задолго до сделки, имеют свою материально-техническую базу и штат сотрудников. Безопаснее, чтобы денежные расчеты проходили в разных банках и их филиалах (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.17 № 14АП-847/2017). Если инспекторы выяснят, что, например, комитент — однодневка, а комиссионер не учитывал в доходах полную стоимость реализованного товара, они определят налоги расчетным путем (определение Верховного суда РФ от 12.02.16 № 305-КГ15-19151). По лизингу важно доказать, что стороны — независимые компании и контракт не противоречит ни Гражданскому кодексу, ни Закону о лизинге от 29.10.98 № 164-ФЗ (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.12 № 14АП-3282/2012). Приведите деловую цель сделки — компания заключила сделку по лизингу, так как у нее в данный момент недостаточно денег для одномоментной покупки оборудования.
Другой возможный довод — стоимость оборудования превышает стоимость активов компании. Предъявите документы, что оборудование реально поставлено, смонтировано и передано в лизинг. Докажите, что лизинговые операции реальны и имеют деловую цель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.15 № Ф08-5892/2015, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 03.02.16 № 308-КГ15-18609). При передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал предупредите руководителя о том, что инспекторы будут устанавливать реальную деловую цель сделки. Если выяснят, что цель сделки — перепродажа актива, доначислят НДС и судьи их в этом поддержат (определение Верховного суда РФ от 10.04.17 № 309-КГ17-553).