В преддверии XVIII Веронского Евразийского экономического форума наш обозреватель Евгения Шель-Вигдорович побеседовала с президентом Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.
Веронский форум, с организаторами которого РИА «Банки и финансы» связывает тёплая многолетняя дружба, пройдет в Стамбуле 30-31 октября 2025 года. Организаторами выступают Ассоциация «Познаём Евразию», в сотрудничестве с Фондом Росконгресс. Мероприятие направлено на развитие открытого многостороннего диалога предпринимателей на пространстве Большой Евразии.
- Господин Трани, какие на Ваш взгляд сегодня существуют основные вызовы для двустороннего сотрудничества, которое всегда было очень тесным и взаимовыгодным, можно даже сказать, дружеским?
- Главный вызов — это неизменно продолжать диалог, несмотря на ограничения и изменения, вызванные политическими решениями. Бизнесу необходимо искать новые каналы и форматы сотрудничества, неуклонно соблюдая действующие нормы. Другой вызов — это безусловно сохранение доверия, без которого невозможно достигнуть договоренностей и построить прочные деловые отношения. Наша организация занимается этим уже 61 год: фактически мы являемся мостом между российскими и итальянскими предпринимателями, их платформой для диалога.
- Говоря о политических решениях, Вы имеете в виду санкции. Как Вы оцениваете нынешнее состояние политических и экономических отношений между Италией и Россией после их введения?
- Политические и экономические отношения испытали серьёзный удар, но они никогда полностью не прекращались и, смею заверить, не прекратятся между нашими странами. Италию и Россию связывают века общей истории, культуры и обмена опытом. Санкции усложнили формальные контакты, но они не в состоянии устранить взаимный интерес наших экономик.
- По Вашему мнению, кто столкнулся с большими трудностями?
- Безусловно, пострадали обе стороны — сложно оценить в процентном соотношении, но ущерб нанесен обеим сторонам. Многие итальянские компании, работающие в России, были вынуждены перестроить свою деятельность из-за санкций или даже исключительно по соображениям репутации. Российские компании в Италии, напротив, в основном представляли крупные группы, действовавшие в стратегических секторах экономики, таких, как банки и энергетика, и подверглись жестким ограничениям с самого начала. Компании из не сырьевых и стратегическим сфер, таких как туризм, сельское хозяйство, виноделие, — в большей степени столкнулись с репутационными потерями и в ряде случаев, находясь под давлением, приняли решение продать бизнес и вовсе уйти с рынка. Однако в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, именно итальянские компании упустили больше возможностей, поскольку Россия остаётся для Европы обширным и динамично развивающимся рынком.
- Если говорить о сохранившемся бизнесе, какие отрасли в Италии и России сохраняют потенциал?
- В Италии российские предприниматели проявляют интерес к туризму, недвижимости, высококачественной агропродовольственной продукции. В России для итальянцев наиболее привлекательными остаются сферы энергетики, машиностроения, одежды, дизайна, точной инженерии. Несмотря на сложившийся контекст и серьёзные ограничения, сохраняется достаточно устойчивый спрос — а это главный драйвер развития.
- Каким образом Итало-Российская торговая палата помогает своим членам адаптироваться в санкционном режиме?
- Кризис, который переживает деловой мир, можно назвать беспрецедентным. Но мы полагаемся на свой опыт, компетенции и репутацию, представляя признанную и уважаемую сеть предпринимателей и компаний, имеющую широкое присутствие по всей территории России. Наши офисы в Милане и Москве оказывают всестороннюю юридическую поддержку российским и итальянским коллегам, независимо от сложностей и вызовов на рынке. Консультации содействуют развитию деловых контактов, поддерживая каналы коммуникации. Наша роль в первую очередь экономическая, а не политическая: мы помогаем компаниям соблюдать правила и при этом не утрачивать связи, выстроенные за долгие годы сотрудничества.
- Как итальянскому бизнесу, связанному с Россией, можно адаптироваться?
- Сейчас вести себя нужно сдержанно и к бизнесу подходить с еще большей долей прагматизма: соблюдать правила, разумеется, но не закрывать двери. Важно поддерживать интерес, инвестировать силы и средства в поддержание взаимных контактов, чтобы быть готовыми к переменам, как только ситуация изменится. Я всем рекомендую — изучайте рынок, будьте терпеливыми, соблюдайте правила и ничего не бойтесь. Россия — большой и стабильный партнер, ценящий качество и последовательность. Для работы на российском рынке нужно выработать долгосрочную стратегию и быть готовым работать в долгую.
- Как Вы оцениваете положение российских компаний в Италии. Наблюдается ли тенденция ухода?
- Те, что остались, в основном работают в нишевых сегментах и зачастую в отраслях, менее подверженных санкциям. Тем не менее и для них условия стали сложнее: усилилась бюрократия, заметно возросла атмосфера недоверия.Некоторые российские компании действительно покинули Италию под давлением ограничений и неопределённости. Однако наблюдается и обратная тенденция, пока не в тех масштабах, в которых хотелось бы, главным образом со стороны частных предпринимателей, которые рассматривают Италию как привлекательное направление для инвестиций. В основном речь идёт о проектах малого и среднего масштаба в сферах, не относящихся к стратегическим, и не затронутых санкциями напрямую, таких как туризм, агропромышленность, ресторанный бизнес и недвижимость, где Италия по-прежнему обладает сильной притягательностью для иностранных инвесторов в целом, и россиян в частности.
- В каких отраслях продолжается сотрудничество и какие перспективы Вы видите в горизонте 3–5 лет?
- Как я уже говорил, не все отрасли одинаково затронуты санкциями, и сотрудничество сохраняется и развивается в тех сферах, где санкционное давление ниже — это сельское хозяйство и аграрный сектор, фэшн-индустрия, в некоторых случаях — туризм, ведь Италия по-прежнему остаётся желанным направлением для российских туристов. Дальнейшее развитие ситуации будет напрямую зависеть от санкционного давления и проблем, связанных с осуществлением трансграничных платежей, которые сейчас существенно тормозят все процессы. В перспективе 3–5 лет, на мой взгляд, может открыться пространство для новых возможностей в сфере технологических инноваций и устойчивого развития, а также в применении технологий и искусственного интеллекта в продовольственном производстве — направлениях, где Италия и Россия могут ещё многому научиться друг у друга.
- Ожидания итальянских инвесторов явно изменились. Если Евросоюз сделает полностью невозможной торговлю энергоресурсами, что останется?
- Итальянские инвесторы стали более осторожными и избирательными. Но Италия и Россия нуждаются в поддержании доверия и в конкретных проектах. Обе страны должны работать над устранением бюрократических барьеров и содействовать развитию предпринимательского сотрудничества. В первую очередь я думаю о сельском хозяйстве, фармацевтике, машиностроении, транспорте, ИИ применяемом в промышленности. Россия активно делает ставку на технологическую самодостаточность, и здесь итальянцы могут поделиться опытом ипривнести ценные знания.
- Все мы с нетерпением ждем политической оттепели. Как Вы считаете, как именно будет меняться ситуация после смягчения санкций?
- О, я в этом отношении большой оптимист — я ожидаю взрывной экстенсивный рост! Цифровизация, устойчивая мобильность, возобновляемая энергетика, агротехнологии. В этих сферах точки роста и возможность синергии очевидны, и могут возникнуть проекты, которые будут интересны и полезны для обеих сторон. Спрос на Италию в России и наоборот, никогда не исчезал. Люди быстро забывают все плохое. Компании, сумевшие сохранить присутствие на обоих рынках, конечно, будут первыми, кто извлечёт выгоду. Поэтому я и говорю о необходимости сохранения диалога и производственных мощностей, чтобы в момент снятия ограничений не тратить время на восстановление инфраструктуры. Как у русских принято говорить: «Ковать железо надо, пока горячо».
- Благодарю Вас, господин Трани, за подробные искренние ответы и позитивный настрой! Какие пожелания Вы могли бы передать через наше СМИ делегатам 18-го Веронского форума в Стамбуле?
- Желаю научится смотреть дальше текущих трудностей и уже сейчас нарисовать план будущего конструктивного сотрудничества. Италия и Россия обречены оставаться партнёрами, независимо от геополитических вызовов.
Текст: Евгения Шель-Вигдорович