Транспортные компании столкнулись с трехкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое. На фоне снижения объемов перевозок и тарифов это может привести к задержкам зарплат, проблемам с лизинговыми и кредитными платежами, а также к новой волне банкротств уже в 3 квартале 2025 года.
Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь-май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней. Более 98% договоров грузоперевозок в России оформляется по предоплате. Максимальную отсрочку, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры.
Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов отсрочка платежа помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках. Кроме того, компании наблюдают увеличение среднего сроков оплаты среди крупных клиентов с оборотом свыше 500 млн рублей в год. Чем выше выручка, тем обычно сильнее расходная нагрузка компаний. Часто из-за договорных обязательств такие заказчики вынуждены работать с подрядчиками по отсрочке платежа.
С начала года клиенты все чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей. Только за первый квартал больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024 год. Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7-10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более.
Проблему поможет решить обязательный запуск электронных транспортных накладных, который запланирован на 1 января 2026 года, согласно поправкам в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанным Президентом России. Перевозчики стремятся пересмотреть сроки платежей, сократив максимальный период их проведения до 5-15 банковских дней, однако это не всегда удается. Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику.
Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Текущие ставки по таким кредитам составляют 24-25% годовых на срок 1-3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования. Фактически же, ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5-3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5-2%.
На данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счет маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились — индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1581 пунктов на 25 июня. Кроме того, банки ужесточили требования к заемщикам: в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.
В этих условиях растет популярность факторинга: продажи дебиторской задолженности третьим лицам. Такая модель подходит перевозчикам с подтвержденной платежеспособностью, в том числе — без просроченных кредитных и лизинговых платежей.
Сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счет демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем за треть от первоначальной стоимости.
Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объемов и тарифов на рынке это может привести к еще большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в третьем квартале 2025 года.