Бизнес форсирует беспилотные перевозки

Новости

Перевозчики сообщили об ускорении автономной доставки по М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, а также о сокращении издержек на комплектующие. В перспективе, после перехода на автономные перевозки без водителей-испытателей на дальние расстояния, компании рассчитывают сократить не только время перевозки, но и топливные расходы, а также снизить простои автопарков, перераспределив водителей с беспилотных на другие направления. 

За 2024 год компании ускорили беспилотные перевозки по трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом на 8% год к году, до 11 часов, Это стало возможным после открытия Северного обхода Твери: срок доставки сократился, так как теперь водителю-испытателю не нужно проезжать часть маршрута в ручном режиме через этот регион.

Кроме того, беспилотный грузовик доставляет отправление со скоростью 90 км/ч, что на 11% превышает среднюю скорость движения техники с водителем. В 2024 году компания перешла на ежедневные беспилотные перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, нарастив их объем на 29%, до 12 тыс. куб. м грузов.

Беспилотник самостоятельно рассчитывает оптимальную модель управления исходя из скорости движения, метеоусловий и других параметров, а также контролирует режим работы грузовиков, поэтому компаниям также удалось сократить максимум на 5% средний износ комплектующих год к году.

Сейчас модель беспилотных перевозок выглядит так: грузовик доставляет полуприцеп до федеральной трассы. Далее отправление забирает беспилотное ТС, а в конце магистрали — снова пилотируемый грузовик. На протяжении всего пути в кабине находится водитель-испытатель, который, согласно постановлению Правительства РФ №1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций», при возникновении нештатной ситуации должен взять управление в свои руки.

Бизнес все активнее встраивает беспилотные перевозки в собственные модели, с учетом бизнес-процессов и приоритетов. Например, у цифрового логистического оператора NATCAR цепь поставок начинается в момент погрузки со склада и состоит из следующих этапов: доставка груженого полуприцепа классическим транспортным средством на «первой миле», затем беспилотная доставка по магистрали, после чего в точку выгрузки полуприцеп также доставляется классическим транспортом. Завершается цепь поставок разгрузкой на склад и распределением до конечных получателей, рассказал Евгений Некрасов, первый заместитель генерального директора компании.

По данным Минтранса РФ, беспилотные перевозки по ЦКАД запустятся уже в этом году, после завершения подготовки цифрового двойника автодороги. Запуск автономной доставки по трассе М-12 планируется в 2026 году.

Кроме того, после перехода на полностью беспилотное движение компании смогут достичь экономической эффективности, в первую очередь, благодаря экономии на ФОТ водителей. Напомним, по данным платформы онлайн-рекрутинга HH.ru и ассоциации «АвтоГрузЭкс», за январь-ноябрь медианная зарплата этой категории сотрудников в России увеличилась на 47%, до 129 тыс. руб., и продолжает расти.

Но главное — компании смогут сократить долю автопарка, который простаивает из-за нехватки водителей грузовиков. Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань входят в число наиболее востребованных направлений грузоперевозок, на которых работают порядка 30% водителей федеральных транспортных компаний, по данным ассоциации «АвтоГрузЭкс». После перехода на полностью беспилотные перевозки бизнес сможет перераспределить этих сотрудников на другие направления.