Согласно прогнозу, среднедушевое потребление в Китае из 22 основных категорий по итогам 2030 года сократится только по некоторым маслам и зерновым, по остальным оно будет довольно равномерно расти – в среднем на 6% относительно 2023 года. Больше всего прибавят сахара (на 23% до 2,67 кг на человека) и сухофрукты (на 15% до 1,91 кг). С точки зрения сохранения собственной продовольственной безопасности России, как приоритета, природных особенностей нашей страны, логистики и производственных мощностей, а также потребностей Китая — выделяется пять наиболее перспективных направлений для экспорта АПК и экспертно оценивает их по трём критериям по пятибалльной шкале: потенциал роста поставок – потенциал увеличения доли на рынке – потенциал положительного влияния на инфраструктуру Дальнего Востока России.
Бесспорно, свинина – главный источник животного белка и ингредиент великого множества блюд китайской кухни с долей в 60% среди всего мяса в рационе. Ожидается, что в 2030 году потребление свинины в Китае перешагнёт отметку 31 кг, что почти на 1 килограмм больше, чем в 2023 году. При этом в ряде китайских городов, например, Гонконге и Макао, потенциал гораздо выше, там уже сейчас едят по 55 кг в год. В этом условном килограмме – колоссальные перспективы роста, так как в пересчёте на всю страну это 1,4 млн тонн свинины. О прогнозах стало возможно говорить после открытия рынка Китая для российских свиноводов 28 февраля 2024 года. Россия способна закрыть до трети этой потребности – 0,5 млн тонн мяса без ущерба для собственной продовольственной безопасности. Большую часть этого объема могут представлять различные субпродукты от задних ног до ушей свиньи. Запрос настолько велик, что наряду с Россией его могут одновременно и не мешая друг другу удовлетворять Бразилия, Евросоюз, США и Канада, а также, естественно, сам Китай. По итогам года экспорт свинины из России может составить более 50 тыс. тонн. Динамика роста экспорта будет не в последнюю очередь зависеть от стоимости логистики. Доля стоимости перевозки в перевозке таких субпродуктов, как свиные ноги, является существенной, и снижении её уровня на единицу продукции дало бы необходимое преимущество перед более географически удаленными США и европейскими странами.
Острые и разнообразные блюда китайской гастрономии готовятся на растительных маслах и практически всегда заправляются всевозможными соусами также на их основе. Этим объясняется рост потребления этой категории на 6% относительно 2010 года до 27,57 кг на душу населения, аналогичный темп видится возможным и до 2030 года – на те же 6% до 29,35 кг. Масла – рапсовое и подсолнечное – занимают третье и четвёртое места соответственно в поставках продукции АПК из России в Китай с начала года. На них совокупно приходится почти $935 млн. В 2023 году Россия отгрузила в Китай в совокупности около 2,5 млн т. растительных масел. Российские производители могут рассчитывать на увеличение поставок за счет наращивания доли в китайском импорте соевого, рапсового и подсолнечного масла, а также за счет большей переработки льняных семян и соевых бобов, которые сейчас также активно вывозятся в Китай. Суммарный прирост до 2030 года может составить 300-500 тыс. т. растительных масел.
Среднедушевые потребности в рыбе и других водных биоресурсах и продуктах из них могут увеличиться на 9% почти до 40 кг, это +3 кг к 2023 году. Китайцы – мастера делать блюда из рыбы, и Россия могла бы использовать эту черту национальной кухни как фактор развития производств глубокой переработки. Её производство в России к 2030 году, как ожидается, увеличится на 1 млн тонн в год, а экспорт – на 90% до 754 тыс. тонн и спрос со стороны Китая может поднять эти цели ещё выше. В частности, с начала 2024 года Россия в полтора раза нарастила поставки рыбной муки (непригодной в пищу) до $106 млн в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, эта категория вошла в первую десятку по экспорту продукции АПК в Поднебесную. Вместе с перспективами увеличения глубокой переработки Россия продолжает поставки в Китай и мороженой рыбы: именно она занимает первое место в поставках за 2024 год. На неё пришлось почти $640 млн. На втором месте ещё одни дары моря – ракообразные. Их стоимость составляет $610 млн, это на 16,5% больше, чем годом ранее.
Россия является абсолютным чемпионом по поставкам в Китай мороженой рыбы с долей рынка 50% и опережая ближайшего конкурента – США – почти на 980 млн т. Поставки российской продукции данной категории в Китай в 2023 году составили около 1,2 млн т. Увеличивать объемы отгружаемой продукции было бы затруднительно и, возможно, нецелесообразно: Китай перерабатывает часть получаемой продукции и, в свою очередь, экспортирует. Для российских производителей важно увеличивать в Китай отгрузки продукции глубокой переработки. Например, российские производители нарастили поставки филе рыбного в Китай за последние годы в несколько раз примерно до 18 тыс. т в 2023 году. Для дальнейшего увеличения поставок необходимо четко дистанцироваться от основного конкурента – Вьетнама, который специализируется на поставках в низко-ценовом сегменте продукции, выращенной в спорных условиях. Таргетируя рестораны и премиальную полку, российские производители могли бы в течении нескольких лет преодолеть планку в 50 тыс. т. филе.
Современные китайцы обожают делать прохладительные напитки на основе молока, и рост на 9% до полутора килограмма таких товаров на человека – довольно предсказуемый сценарий. Российские производители могут видеть в этом стимул развивать глубокую переработку и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Определённый авторитет у отечественных молочников есть благодаря экспорту мороженого. При этом у российской молочной продукции репутация «с истинным чистым вкусом»: на фоне всевозможных видов местного мороженого с добавлением гороха, кукурузы, фасоли, зелёного чая и т.д. на прилавках китайских магазинов выделяется отечественный вафельный рожок «Русское мороженое со вкусом молока». Различные продукты сушки молока обладают наибольшим потенциалом благодаря удобству использования в разных сегментах пищевой промышленности. Так, например, за пять лет Россия практически с нуля нарастила экспорт молочной сыворотки в Китай до примерно 7 тыс. т в 2023 году. При этом доля российской сыворотки на китайском рынке остается незначительной (около 1%). Темпы роста российского экспорта и растущая потребность в сыворотке в Китае говорят о возможности увеличить объемы вывоза продукта в несколько раз к 2030 г. до 20 – 30 тыс. т и более.
С 2010 по 2023 гг. потребление мяса птицы в Китае выросло на 4% до 14,6 кг и, ожидается, вырастет ещё на 4% до 15,22 кг на человека к 2030 году. По мнению аналитиков, этот прогноз позволяет рассчитывать на увеличение экспорта соответствующей продукции из России, что может создать стимул для постройки дополнительных и перерабатывающих производственных мощностей в регионах Дальнего Востока, а это рабочие места и доход в бюджет. В 2023 году экспорт мяса птицы в Китай составил более 130 тыс. т. Россия занимает на рынке порядка 10% и конкурирует с лидерами мирового экспорта птицы – США и Бразилией. Тем не менее, наша страна может рассчитывать на увеличение экспорта по крайней мере до 150 тыс. т. Особенностью экспорта в Китай является существенная доля куриных ног, которые крайне мало востребованы у потребителей в России. Теоретически только по этой позиции объемы экспорта можно было бы довести до 140-150 тыс. т. при соответствующей работе с качеством и дистрибуцией.