В России возник дефицит грузового транспорта

Новости

За январь-июль дефицит техники в транспортных парках компаний достиг 20% и до конца года может увеличиться еще на 15 п.п. Главная причина — нехватка водителей и рост расходов на закупку новых грузовиков — на 30% год к году. Заградительные лизинговые ставки, которые за два года выросли более чем в три раза, вынуждают компании ограничивать обновление техники. В результате автопарки устаревают, растет частота внеплановых обращений перевозчиков на сервисные станции, из-за чего компании во втором полугодии могут повысить тарифы на 7-15%. 

За январь-июль дефицит малотоннажной техники (LCV) грузоподъемностью до 3,5 тонн у российских перевозчиков увеличился на 10 п.п. год к году — до 20%. Показатель рассчитывается как соотношение объема перевозимых грузов к количеству LCV-техники в автопарках транспортных компаний и ее вместимости.  Расходы на ее закупку выросли на 30% год к году, сообщил Вадим Филатов, президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»). Больше всего не хватает тентованных и изотермических фургонов, а также грузовиков-рефрижераторов, добавил генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов.

«За два года лизинговые ставки на малотоннажные грузовики увеличились более чем в три раза — до 25%, а субсидии с начала года были недоступны, так как Минпромторг РФ исключил легкий коммерческий транспорт из программы льготного приобретения техники», — подчеркнул Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК».

На Горьковском автозаводе (предприятие обеспечивает выпуск широкого модельного ряда LCV и MCV, в том числе для внутригородской доставки) сообщили, что физически необходимые автомобили на рынке есть, но из-за роста лизинговых ставок в июле по некоторым контрактам до 27-29% экономически их приобретение для ряда клиентов становилось нерентабельным. «Однако возобновившаяся программа льготного лизинга поможет компенсировать это удорожание, будет стимулировать спрос и создаст условия для обновления транспортных парков, и мы благодарны Минпромторгу РФ, изыскавшему возможность в сегодняшних непростых условиях обеспечить ее финансирование», — отметили на предприятии.

В сентябре 2024 Минпромторг России сообщил о дофинансировании программ стимулирования спроса, в том числе — льготного лизинга коммерческой техники, на который до конца года будет выделено 8 млрд руб.  Мера поддержки введена в ответ на запрос бизнес-сообщества, в том числе — ассоциации «АвтоГрузЭкс», которая в мае обратилась к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Денису Мантурову с предложением возобновить действие программы льготного лизинга, а также увеличить ее бюджет на 2024-2025 годы.

Лизинговые компании также стараются сократить нагрузку клиентов на обслуживание договоров и увеличить их прибыль в моменте. Например, в Альфа-Лизинге действует возможность получить LCV-технику с минимальным первоначальным взносом от 10%, а для некоторых категорий устойчивых и стабильных клиентов – даже с 0%. Такие условия сделки позволяют получить новый автомобиль, но при этом не отвлекать из оборота компаний значительных средств, рассказал Андрей Михальченко, руководитель московского дивизиона альтернативных продаж группы компаний Альфа-Лизинг.  Однако, как показывает практика, до возобновления программы льготного лизинга этого было недостаточно. Высокие кредитные и лизинговые ставки вынуждали многие компании отказываться от приобретения новой техники, подчеркнул первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис» Александр Зарецкий.  

Например, в планах «Байкал Сервис» на этот год только обновление автотранспорта, выработавшего свой ресурс. А «МТЭК-Логистик» и «Фургоноф» и вовсе отказались от пополнения автопарка во втором полугодии. «Помимо не выгодных ставок лизинга, еще одна проблема — длительные сроки поставки техники, которые могут превышать шесть месяцев. Например, в январе мы заказали 10 малотоннажных ТС, грузоподъемностью до 3,5 тонн отечественного производства и эту технику до сих пор не получили», — рассказал Георгий Полянский, генеральный директор «Фургоноф».  

Дефицит LCV-техники у перевозчиков также обостряется на фоне снижения коэффициента технической готовности автопарков. Как пояснил Александр Зарецкий, из-за роста расходов на закупку грузовиков перевозчики вынуждены продлевать срок их эксплуатации. В результате за январь-июль частота внеплановых обращений на сервисные станции увеличилась на 25% год к году.  «Корпоративные парки продолжают устаревать, что уже привело к росту технических расходов компаний на 20%, запчасти и комплектующие — на 15% год к году. Но главная проблема – повышение аварийности на транспорте, с которым сталкивается из-за этого рынок», — подчеркнул Вадим Филатов.

Дефицит водителей и падение квалификации

Одна из основных причин обострения дефицита LCV-грузовиков — нехватка водителей, размер которой в сегменте внутригородских перевозок достиг 15%, по данным «АвтоГрузЭкс». Как рассказал Александр Зарецкий, с начала года средний срок закрытия одной вакансии в сегменте водителей категорий В и С увеличился на 30-40% по сравнению с предыдущим. Средний возраст сотрудников за последние три года вырос до 45-50 лет, сообщили в «Скиф-Карго».  По данным «АвтоГрузЭкс», уже сейчас до 10% автопарков перевозчиков  простаивает из-за нехватки водителей.  Квалификация сотрудников также значительно снизилась, подчеркнул коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков. В компании все чаще приходят водители без опыта работы в грузоперевозках и профильных навыков. При этом именно LCV-водители взаимодействуют с заказчиками на «первой» и «последней милях», а значит — от качества их работы зависит уровень клиентского сервиса, поэтому многие компании увеличивают срок их обучения и стажировки, отметил Сергей Чернов, генеральный директор «Скиф-Карго».  

Например, теперь новые водители «Авто-ПЭК» проходят расширенную стажировку с наставником, по итогам которой сдают экзамены и только после этого допускаются к регулярным рейсам, рассказал Дмитрий Иевлев. «Скиф-Карго» ввел дополнительные теоретические и практические занятия, а также внедрил систему постоянного контроля работников в дороге, рассказал Сергей Чернов.

Рост объемов доставки и обострение дефицита техники

Как пояснил Вадим Филатов, в высокий сезон, который в логистике длится с октября по декабрь, дефицит LCV-техники в перевозках в России может увеличиться на 15 п.п., до 35%, вслед за ростом спроса на доставку.  По прогнозам генерального директора НАПИ Татьяны Арабаджи, стоимость LCV-техники может вырасти из-за повышения лизинговых тарифов и ставок утильсбора. Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 октября 2024 года коэффициент утильсбора на новые ТС массой не более 2,5 тонн увеличится на 0,50 п.п., до 5,57, в реальном выражении — на 75 тыс. руб., до 835 500 руб. Для грузовиков массой 2,5-3,5 тонн показатель увеличится на 0,54 п.п., до 6,00, в реальном выражении — на 81 тыс. руб., до 900 тыс. руб. Коэффициент утильсбора на технику массой 3,5-5 тонн  вырастет  на 0,57 п.п., до 6,28., в реальном выражении — на 86 тыс. руб., до 942 тыс. руб. По данным обзора, средняя стоимость китайской техники массой 2,5-3,5 тонн составляет 3-9 млн руб., в зависимости от грузоподъемности. И если сейчас доля утильсбора составляет от 9,5% до 27% в ее стоимости, после вступления в силу законопроекта — увеличится до 10,5-30%.

«Утилизационный сбор не является фактором, влияющим на цену высоколокализованной российской техники — на ее стоимость влияют совершенно другие факторы. Индексация утильсбора — это именно та мера, которая создаст для импортеров необходимость локализоваться, работать упорядоченно, инвестировать в развитие технологий в России и брать на себя ответственность за послепродажное обслуживание», — отмечает представитель Горьковского автозавода.

Согласно данным НАПИ, по итогам 2024 года в базовом варианте может  быть продано 122 тыс. новых LCV, в оптимистичном – 129 тыс., в пессимистичном – 118 тыс. Директор по продажам и маркетингу Sollers Марат Шарапов ожидает замедление темпов роста этого сегмента к концу года — особенно, при отсутствии существенных экономических изменений и сохранении ключевой ставки на прежнем уровне, или ее увеличении. Согласно данным НАПИ, по итогам 2024 года в базовом варианте может  быть продано 122 тыс. новых LCV, в оптимистичном – 129 тыс., в пессимистичном – 118 тыс.