Закупки для бизнеса: подводные камни и рекомендации экспертов рынка

Новости
Ассоциация менеджеров провела первое в этом году заседание Комитета по управлению закупочной деятельностью. В рамках заседания гости и приглашенные эксперты обсудили наиболее часто встречающиеся для заказчиков и поставщиков сложности в вопросах закупок товаров и услуг, безопасность цифровых инструментов проведения закупок, вопросы организации и проведения закупочной деятельности на электронных площадках в частном сегменте.

С приветственным словом к присутствующим обратилась Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, модератором заседания выступил председатель Комитета по управлению закупочной деятельностью, заместитель генерального директора электронной площадки Росэлторг (АО «Единая электронная торговая площадка») Виктор Симоненко. Он подчеркнул, что, по мнению поставщиков, одной из критичных проблем в процессе закупок становится отсутствие исчерпывающей информации и контактного лица, которому можно задать все интересующие вопросы. Кроме того, покупатель ожидает видеть на площадке уникальный товар, что также встречается не всегда, и это тоже можно считать сдерживающим фактором. «Продавца товара или услуги, в свою очередь, может смутить отсутствие размещенной заказчиком НМЦ (начальной максимальной цены)», – добавил эксперт.

Вячеслав Греков, руководитель группы закупок ПАО «Северсталь», рассказал о намерении сделать по многим направлениям более удобную и «дружелюбную» площадку для взаимодействия с поставщиками. «Мы хотим работать проще, у нас нет строгих критериев по срокам – можем работать и месяц, и квартал, – отметил спикер. – Но есть один критичный нюанс – это отсутствие в технических заданиях проектной документации, ведь сложно что-то понять без уточнений». Эксперт уверен, что залог успешной работы – это тщательное ознакомление с закупочным процессом, возможность задать интересующие вопросы на онлайн-встрече с партнером». Вячеслав подчеркнул важность присутствия в сделке грамотного финансиста, разбирающегося в разных форматах ценообразования, так как во всех них есть плюсы и возможность заработать.

Вячеслав Белов, генеральный директор компании «Деловые и контрактные решения», назвал неправильно посчитанную НПЦ «красным звонком» для сделки: «Цена должна быть в рыночном диапазоне, и для ее расчета есть действенные методы».

Яна Лысова, директор департамента закупочной деятельности ОА «Россельхозбанк», назвала важнейшим критерием на всем протяжении закупочного процесса – прозрачность. А расчет НМЦ, по мнению эксперта, начинается с правильно составленного ТЗ. «У нас в банке над техническим заданием работают категорийные менеджеры, – подчеркнула она. – Мы используем проверенные временем стандарты и наработки, анализируем рынок и цены, определяем размер скидки, которую получили наши дистрибьюторы, понимая, на какую скидку в этой связи можем рассчитывать мы сами». Для проверки цены в «Россельхозе» используют соответствующие сайты и ценовые агрегаторы, а в дополнение к этому – поднимают предыдущие договоры самой организации. «Также свои рекомендации дает и наш финансовый комитет, – добавила Яна Лысова. – Есть у нас и KPI по снижению на торгах – это примерно 3-4 %». По мнению эксперта, без четкого ТЗ аналитический разбор сделать невозможно. А особое внимание она советует уделять закупкам консультационных услуг – «чем больше здесь подробностей, тем безопаснее будет сделка».

«К процессу закупок мы привлекаем не только наших специалистов, но и сторонних, к счастью, большинство компаний продолжают взаимодействие с нами, так как у них присутствует научный интерес в новых производствах», – отметила Ольга Миронюк, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова.

По мнению Алины Грешниковой, начальника управления операционных закупок ПАО «Первая грузовая компания», в процессе закупок важен принцип максимальной открытости с коллегами – это то, что гарантирует безопасность.  Кроме того, в компании проверяют не только победителя, но и всю тройку лидеров, чтобы иметь полное понимание ситуации.

Марина Живоглазова, руководитель управления по некоммерческим закупкам X5 Retail Group, отметила, что рынок начинает становиться понятным, в связи с чем компания строит на 2024 год большие планы. «Мы начинаем заново выстраивать все процессы с поставщиками, ищем новые партнерства, продолжаем уходить в импортозамещение, живем четким и понятным планированием», – сообщила спикер.

По завершению дискуссии эксперты заключили, что для качественного и успешного процесса закупок важны четкие инструкции в составлении ТЗ, которые помогут не ошибиться с выбором победителя. Также не менее значимы такие условия, как возможность проконсультироваться со знающим специалистом на протяжении всего процесса сделки, привлечение сторонних специалистов для беспристрастной оценки участников сделки и соблюдение условий прозрачности.