Среди регионов России лидерами по производству игристых вин являются Южный федеральный округ (65%), где первенство принадлежит Краснодарскому краю (78% от всего ЮФО), и Северо-Кавказский федеральный округ (17%), лидирующая позиция в котором принадлежит Республике Дагестан (63% от всего СКФО). Третье место принадлежит не традиционному винодельческому региону — Северо-Западному федеральному округу (14%) с лидером Санкт-Петербургом (86% из СЗФО).
По итогам 2023 года в России рост продаж игристых вин (шампанского) в розничном сегменте превысит показатели 2022 года на 10% и составит в натуральном выражении 22 млн декалитров. Доля игристых вин и шампанского в 2023 году составит 6% от общих продаж алкогольной продукции.
В 2023 году Москва и Московская область потребили 25% всего произведенного шампанского, следом по объему потребления идет Санкт-Петербург и Краснодарский край. Для сравнения, тихие вина также в больших объемах потребляют в столице и области (22%), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (9%), Краснодарском крае (2%) и Крыму (2%).
За январь-июль 2023 года импорт игристых вин в Россию вырос на 61% в стоимостном выражении и на 46% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. По оценкам аналитиков Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования, по итогам 2023 года объем импорта игристого вина в натуральном выражении достигнет 21,6 млн дал. Лидером поставок шампанского и игристых вин остается Италия с долей в 71%, на втором месте Франция – 14%, на третьем Испания – 11%. При этом повышение импортных пошлин привело к удорожанию базовых игристых вин из Франции, Италии и Испании, что освобождает нишу для новых российских брендов в этой категории и уже привело к росту продаж отечественного игристого в ценовой категории до 1000 рублей за бутылку.
Игристое входит в топ-3 видов вин, которые россияне приобретают чаще всего – они уступают только красным сухим и полусладким винам. Традиционно наиболее высокие показатели реализации шампанского отмечаются в преддверии праздников — для россиян этот напиток остается главным символом Нового года. В декабре продажи игристых вырастают почти в 2 раза по сравнению с началом года. По прогнозам РСХБ, с каждым годом доля российских игристых вин на новогоднем столе будет только расти. При этом при выборе шампанского важную роль играет также фактор, который можно назвать памятью поколений: громкий хлопок советского шампанского под бой курантов – неотъемлемая часть новогодней традиции для многих россиян.