Определены главные проблемы бизнеса в России

Новости
Среди главных проблем, мешающих развиваться бизнесу в России, респонденты выделили высокую ставку кредитования, нестабильность экономической ситуации в стране, недостаточность кадрового потенциала, отсутствие явного развития производства и нехватку ресурсов, прежде всего финансовых.  Кроме того, в числе препятствующих импортозамещению факторов участники исследования отмечают отсутствие доверия к российским продуктам и низкие таможенные пошлины на импортный товар, аналоги которого производятся в РФ.

При этом, лишь 2% респондентов верят в то, что предприниматели самостоятельно смогут преодолеть абсолютно все стоящие перед ними сложности.  52% полагают, что преодолеть самостоятельно можно лишь часть задач, а 46% уверены, что без помощи государства и общественных организаций выйти из сложившейся ситуации бизнес не сможет.

Треть опрошенных (30%) считают, что, если вовремя не преодолеть вставшие перед бизнесом сложности, компании потеряют конкурентоспособность и будут вытеснены с рынка более крупными игроками. 26% связывают подобное развитие ситуации с риском упущения возможностей для развития инноваций и новых продуктов и услуг, а 16% − с ограничением возможностей для расширения и роста. В числе прочих сложностей для бизнеса фигурирует увеличение доли неэффективных расходов и снижение прибыли, ухудшение финансового положения и возможное банкротство, ограничение доступа к финансовым ресурсам и инвестициям, а также потеря клиентской базы и ухудшение репутации компании.

Улучшить текущую ситуацию на рынке, по мнению 48% участников исследования, можно путем инвестирования в сотрудников и новые продукты (при выборе ответов допускался множественный выбор вариантов). 42% видят решение в поиске новых рынков, 40% − в анализе расходов и оптимизации бизнес-процессов, 32% − в инвестировании в исследования и разработки, 30% − в том, чтобы уделять особое внимание коммуникациям с партнерами и клиентами. В числе прочих решений – поиск альтернативных источников финансирования, улучшение обслуживания клиентов, снижение кредитной ставки, инвестирование в реальный сектор, а также пересмотр таможенной политики в отношении пошлин на импортный товар.

При этом, среди навыков, которыми должен обладать предприниматель, чтобы повысить устойчивость бизнеса, 68% респондентов отмечают умение быстро оценивать риски и принимать решения (здесь также допускался множественный выбор вариантов). 46% видят ключ к успеху в проявлении аналитических способностей и умении анализировать рынок. 38% считают лидерские качества и навыки управления командой важными при решении текущих проблем. 34% полагают, что современному руководителю не обойтись без финансовой грамотности и умения управлять бюджетом. В числе прочих качеств антикризисного управленца были названы креативность и инновационный подход к ведению бизнеса (32%), навыки планирования и организации работы (16%), навыки переговоров и заключения сделок (14%), навыки продаж и маркетинга (12%).

В числе сфер, нуждающихся в срочном импортозамещении, респонденты назвали производство медицинской техники и оборудования (60%), электроники и компьютерной техники (52%), машиностроение (включая производство оборудования для нефтегазовой промышленности) (34%), производство автомобилей и запчастей (28%), пищевую промышленность (включая производство мяса, молока, сыра и других продуктов питания) (22%), сельское хозяйство (включая производство семян, кормов и механизации) (18%), производство строительных материалов (18%). Менее критично дела обстоят в текстильной промышленности (по мнению 12%), химической промышленности (включая производство удобрений и пестицидов) (10%), судостроении и морском оборудовании (4%).

38% опрошенных признались, что их компании никак не участвуют в импортозамещении, 36% участвуют в роли поставщика, а 26% − в роли потребителя.
52% участников оценивают влияние импортозамещения на финансовую сторону своей компании как положительное, 19% − как отрицательное, 29% − затруднились дать конкретный ответ.
Что касается суммы финансовых средств, которую компании инвестировали в импортозамещение, то 10% опрошенных компаний потратили на эти цели более 1 млрд руб., 3% − около 450 млн, также 4% − порядка 100 млн, еще 2% − 50 млн рублей. Также 9% ответивших на данный вопрос потратили менее 50 млн. рублей. При этом 72% участников опроса воздержались от ответа.

71% компаний планирует в дальнейшем наращивать объемы замещаемой или производимой для замещения продукции, 3%, напротив, делать этого не планируют, а 26% затруднились с ответом.

В числе главных трудностей на пути к импортозамещению в компаниях видят (ответ предполагал множественный выбор вариантов) поиск качественных альтернатив импортных товаров (65%), большие финансовые вложения (58%), поиск новых поставщиков (36%), нехватку информации о доступных рынках и продуктах (29%), необходимость проводить дополнительное обучение сотрудников (26%), трудности, связанные с конкуренцией с импортными брендами (23%).

2% всех опрошенных уверены, что в стране уже произведено импортозамещение во всех чувствительных областях, 10% полагают, что на это потребуется от 1 до 3 лет. 30% ответили, что на эти цели уйдет – от 3 до 5 лет, 28% – от 5 до 10 лет, 20% – от 10 и более лет, а 10% назвали эту задачу невыполнимой.

Ассоциация менеджеров провела исследование в котором приняли участие представители более 200 российских компаний из крупного и среднего бизнеса.