Национальные проекты: вклад бизнеса, диалог в властью и отношение населения

Новости

Эксперты обсудили ход реализации национальных проектов в России, участие и меры поддержки со стороны государства, а также международный опыт в этой области. В числе наиболее обсуждаемых были темы образования, здравоохранения и транспорта. Модератором заседания выступил Вадим Мельников, генеральный директор коммуникационного агентства ДБО, член общественного совета Министерства транспорта РФ, член рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» при Правительстве РФ, председатель Экспертного совета по национальным проектам Ассоциации менеджеров. Он отметил, что несмотря на то, что текущее заседание – заключительное в 2023 году, впереди ждет активная работа по продолжению политики в этом направлении.

Об отношении россиян к реализуемым нацпроектам рассказал Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ. «По данным телефонных опросов 2023 года с привлечением 1600 респондентов старше 18 лет, можем сделать выводы, что лучше всего о реализации нацпроектов осведомлены россияне старше 60 лет (67%), – поделился эксперт. – Впервые слышат о национальных проектах чаще всего молодые люди в возрасте 18-24 лет (46 %)». В числе самых узнаваемых проектов Кирилл Родин назвал «Здравоохранение» (73 % респондентов знакомы с данным проектом), «Образование» (71%) и «Безопасные и качественные дороги» (71%).  ТОП-5 замыкают такие проекты, как «Малое и среднее предпринимательство» и «Жилье и городская среда». «Опрошенные считают, что государство стало больше внимания уделять развитию цифровой экономики (68 %), развитию внутреннего туризма (61 %) и производству российской продукции (61%), – добавил спикер. – Что же касается изменений в тех или иных сферах, то россияне видят их в росте количества онлайн-сервисов в сфере госуслуг, благоустройстве городской среды, увеличении объема российской продукции, строительстве современных школ и увеличении мест для учащихся». В отношении прогнозов на будущее – во ВЦИОМ не исключили, что, возможно, впоследствии часть проектов будут переформатированы, у некоторых может поменяться статус, но все будут реализованы в рамках заявленных целей.

Подробнее о нацпроекте «Образование» слушателям рассказала Оксана Гончарова, директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ФГБУК «ВЦХТ») Министерства просвещения РФ. «Этот проект меняет ландшафт всего образования в стране, – подчеркнула спикер. –  Мы получили 1.1 млн новых мест дополнительного образования, открыты более 18 тыс. школьных музеев, 33 тыс. школьных театров, более 35 тыс. школьных спортивных клубов». Новые места для дополнительного образования появляются в самых разных регионах –к занятиям уже привлечены более миллиона детей, а в целом проекты по дополнительному обучению рассчитаны на 18.2 млн детей в возрасте 5-18 лет. «Проекты участвуют в создании безбарьерной среды, – дополнила Оксана Гончарова. – Вместе с этим растет и уровень удовлетворённости родителей».

«Бизнес должен считывать сигналы от государства и встраиваться в процессы, в том числе касающиеся реализации нацпроектов, – считает Вилена Галкина, директор по взаимодействию с органами государственной власти ГЕРОФАРМ. – И бизнес очень зависит от этих трендов. Надо всегда отвечать себе на вопрос «Что происходит?», «Какие задачи уже решены?». Что касается объема трат, нацпроект «Здравоохранение» находится на 5 месте среди прочих. «И мы в компании надеемся, что этот тренд будет сохранен, – заключила спикер. – Еще многое надо сделать, занимаясь этим системно и комплексно».

Одна задача выполняется сразу несколькими национальными проектами, обеспечение транспортной доступности для населения встроено в такие нацпроекты как «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда» и «Экология», отметил Владимир Аленичев, руководитель по развитию ГК «Транспортный Центр». Например, по проекту «Экология» закупаются новые автобусы на экологичном газовом топливе. Износ общественного транспорта в России оценивается до 84%, в регионах РФ, в отличие от столицы, людям сложно добраться на общественном транспорте из дома до работы. В 2023 году Президент РФ назвал обновление парка общественного транспорта во всех регионах России системной задачей, а регионы России заявляют о потребности замены более 57 тыс. автобусов, 5 тыс. троллейбусов и 4 тыс. трамваев до 2030 года – добавил Владимир Аленичев.

«Одно из актуальных направлений в вопросе реализации нацпроектов – это подготовка кадров», – отметила Олеся Сафонова, директор департамента по взаимодействию с государственными органами АО «СИТРОНИКС». Что же касается участия бизнеса в нацпроектах, то он не просто принимает участие в их проектировании, вносит вклад в их реализацию, но и помогает решать важные задачи. «Пример тому – развитие частной космонавтики в рамках соответствующего нацпроекта, который должен быть подготовлен в июле 2024 года, – рассказала Олеся. – Частный бизнес еще раз доказывает, что может оперативно и эффективно реализовать проекты, стоящие перед государством».

Собравшиеся эксперты предложили выдвигать все новые предложения относительно национальных проектов, строить долгосрочные планы в этом отношении и не прерывать уже начатую работу в этой области.